ќ—Ќќ¬џ ¬џЎ»¬јЌ»я.√Ћјƒ№≈¬џ≈ Ў¬џ. ¬џЎ»¬јЌ»≈ √Ћјƒ№ё

1 2 3 4

ѕлетеный шов выполн€ют в два захода. ѕервый - длинные вертикальные или горизонтальные швы, второй- перпендикул€рные или наклонные стежки, которые переплетаютс€ со стежками первого хода по счету нитей, как в ткачестве (рис. 29).
“акой шов можно использовать как украшающий в сочетании с другими видами швов, а также дл€ застила больших пространств. Ёффектно выгл€дит плетеный гладьевый шов. если его выполнить нит€ми двух цветов: первый ход-нитью одного цвета, второй - другого.
ћозаичный шов. Ќачало этого шва такое же как предыдущего. ¬торой ход работы выполн€ют так: делают перпендикул€рные или наклонные короткие стежки, как в двухсторонней счетной глади, которыми выкладывают желаемый рисунок (рис. 30).
 ак и предыдущий, мозаичный гладьевый шов особо хорош при работе нит€ми разных цветов. Ќапример, первый ход работы — нитью темного цвета, второй — светлого. ¬ышивка становитс€ более рельефной, выразительной. ƒвусторонний шов. ѕри вышивании такого шва на лицевой и изнаночной сторонах получаютс€ одинаковые стежки в виде пр€мых или наклонных линий. —тежки могут быть различными по длине, но не очень длинными, и об€зательно плотно прилегающими один к другому по контуру рисунка (рис. 31 а,б). “акой шов примен€ют при вышивании цветов, листьев небольших размеров и т.д.

«ернистыи шов. —начала закрепл€ют нить на лицевой стороне и прокладывают по рисунку вертикальный или горизонтальный шов «пунктир». —тежки должны быть одинаковой длины, а рассто€ние между ними — в одну-две нити ткани. Ќа краю рисунка делают обратный ход, также швом «пунктир», но в шахматном пор€дке. —тежки должны плотно прилегать друг к другу, отчего и создаетс€ впечатление зернистого шва (рис. 32).
Ётим швом выполн€ют крупные по размеру цветы и листь€, его примен€ют дл€ застила больших плоскостей в панно, гобеленах и тд. √ладьевый шов с настилом. “ехника выполнени€ этого шва несложна€, но требует от вышивальщицы большой аккуратности и внимани€ к работе.
¬начале обшивают нужный контур рисунка швом «пунктир» или швом «строчка», мелкими стежками. «атем внутри рисунка прокладывают зернистый гладьевый шов, после чего вышивают двусторонний гладьевый шов (рис. 33). ќт того, как сделан настил плотно или редко, зависит выпуклость гладьевого шва. „ем плотнее настил, тем выпуклее шов.
»ногда поверх настила прокладывают толстую нить, что придает вышивке еще большую в ып у клос т ь
¬ этом шве очень важно соблюдать точность и ровкость линий. Ќачинать выполнение такой вышивки следует с крайней точки какойнибудь детали рисунка — листика или лепестка — или с середины. ¬се стежки нужно класть поперек сделанного настила или слегка наклонно. ѕримен€ют шов как в самосто€тельной вышивке, так и с использованием других украшающих швов.
»ногда поверх настила прокладывают толстую нить, что придает вышивке еще большую выпуклость.
¬ этом шве очень важно соблюдать точность и ровность линий. Ќачинать выполнение такой вышивки следует с крайней точки какой - нибудь детали рисунка — листика или лепестка — или с середины. ¬се стежки нужно класть поперек сделанного настила или слегка наклонно. ѕримен€ют шов как в самосто€тельной вышивке, так и с использованием других украшающих швов.

¬џЎ»¬јЌ»≈ √Ћјƒ№ё


¬ышивание гладью
— в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесенного на ткань. ¬ышивать гладью можно на любой ткани, нитки лучше выбирать м€гкие, слабо крученые (мулине, бумага, шелк). √ладь может быть белой и цветной, наноситьс€ по счету ниток и свободно, по контуру рисунка. ѕо характеру стежков может давать односторонний или двусторонний узор.
√ладь включает многие приемы, рассмотренные ранее: швы вперед иголку, назад иголку, стебельчатый, тамбурный и тд., а также специальные швы, употребл€емые при вышивании гладью: пр€ма€ гладь, коса€ гладь, восьмерка и т.д.
—уществует несколько видов глади: плотна€ бела€ с настилом, легка€ без настила, прорезна€, русска€ гладь, тенева€ и атласна€.
√ладью выполн€етс€ обычно растительный орнамент из цветов и листьев по переведенному рисунку.
ќдна из наиболее простых и быстрых вышивок — легка€ гладь (вышивка штрихами). –исунок переводитс€ на ткань, штрихами намечаютс€ места стежков, по которым вышивают односторонним гладьевым швом, укладыва€ стежки на небольшом рассто€нии друг от друга. Ќа лицевой стороне получаютс€ стежки в виде пр€мых или наклонных линий, а на изнаночной видны только контуры рисунка, словно пошитого швом "пунктир". —тежки могут быть различными по длине, но об€зательно должны плотно прилегать друг к другу. (рис. 1).
Ѕела€ гладь (бельева€) с настилом. ¬ышивают ею по настилу из толстых ниток. —лужит дл€ оформлени€ рисунков, имеющих закругленные линии. ¬ышивку начинают с прокладочных стежков (настила) швом вперед иголку по контуру рисунка.
—тежки глади кладут ровно и плотно один к другому, не зат€гива€ сильно нитку.
Ѕелой гладью вышивают на любых ткан€х, но обычно белыми нитками по белой ткани. ћожно вышивать и на тонкой — батисте крепдешине, маркизете. Ќитки выбирают м€гкие, слабо крученые и лучше блест€щие (мулине, шелк). √ладьевые вышивки разнообраз€тс€ различными видами дополнительного шить€: узелками, россыпью, подкладным швом, или "восьмеркой", ажурными сетками, мережкой.
„тобы научитьс€ вышивать бельевой гладью, надо ознакомитьс€ с самыми необходимыми приемами этой вышивки.
Ўов белой глади имеет р€д разновидностей: шнурочек, пышечка, узелки, листики, листик в раскол, подкладной шов, или "восьмерка" и т.д.
"ѕышечка" (рис. 2). ќбвод€т контур кружочка швом вперед иголку, после чего про кладывают настил, а по настилу вышивают двусторонней гладью. Ќастил можно делать так, как показано на рисунке 2 б,в,г.
"Ўнурочек" (рис. 3). —остоит из пр€мых вертикальных стежков. »спользуетс€ дл€ оформлени€ контуров.  онтур рисунка предварительно прометываетс€ швом вперед иголку.

Ќавивные узелки. Ётот шов используетс€ дл€ вышивани€ растительных орнаментов. ѕродолговатыми навивными узелками украшают кра€ воротников, блузки, белую и цветную вышивку, салфетки. Ќитки дл€ вышивани€ подбирают эластичные, но прочные, чтобы они не рвались в работе. Ўов выполн€ют следующим образом. «акрепл€ют нитку, делают стежок назад иголку и, не вывод€ иглу из ткани, навивают на кончик иглы нитку (рис. 4), затем протаскивают иглу через ткань и образовавшуюс€ спираль, придержива€ спираль пальцем, чтобы она не раст€нулась, закрепл€ют узелки в ткани.
Ўов "€годка" выполн€етс€ навивом рабочей нитки на оба конца иголки. –аботу начинают сверху вниз, закрепив нитку с изнанки в нижней точке €годки (1). «атем делают прокол (2) вверху €годки и вывод€т конец иголки в про кол 1, не выт€гива€ иголку из ткани (1—2) (рис. 4а). Ќитку выт€гивают из иголки и обвивают ею 7—8 раз верхний и нижний концы иголки (рис. 4б). ѕоследний раз нитку, котора€ находитс€ внизу, поднимают вверх петлей в виде восьмерки обвивают иголку «акончив навивку, снова зат€гивают нитку в иголку (рис. 4в). ѕридержива€ «€годку» большим пальцем левой руки, осторожно прот€гивают иголку с ниткой вниз, закрепл€ют одним-двум€ стежками и вывод€т иголку с изнанки в верхнюю петлю «восьмерки» (рис. 4г) ѕрикрепл€ют верхнюю часть €годки к ткани, а иголку вывод€т слева направо в нижнюю точку второй €годки, продолжа€ вышивание (рис. 4д,е). “ака€ «€годка» получаетс€ объемной. —тебель, листь€, ножки €год вышивают другими декоративными швами.
«Ћистик» (рис. 5).  онтур рисунка обшиваетс€ швом вперед иголку, затем делаетс€ настил. Ќастил кладетс€ вдоль листика, а сверху накладывают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу, стежки в противоположном настилу направлении.
Ћистик в раскол (рис. 6). –аскол означает, что листик делитс€ на две части. Ќачинают листик как обычно: наметывают край, кладут частил, но на месте, где должен быть раскол, делают два параллельных стежка. —начала гладью заполн€ют целую часть листика, а дойд€ до места раскола, заполн€ют сначала одну сторону, вкалыва€ иглу между паралельными стежками. ѕосле того, как одна строчка вышита, переход€т ко второй.
ѕодкладочный шов, или "восьмерка" (рис. 7), выполн€етс€ мелкими стежками назад иголку, идущими по краю формы. –абоча€ нить, сделав здесь небольшой стежок, перекидываетс€ на изнанке к другому краю, чтобы, образовав там такой же стежок, вернутьс€ назад дл€ выполнени€ р€дом с первым стежком второго. Ќа изнанке образуетс€ частый переплет в виде восьмерки. ћеста вышивки, украшенные подкладным швом, хорошо выдел€ютс€ на легких ткан€х.
’удожественна€ цветна€ гладь (рис. 8). ¬ыполн€етс€ цветными нитками и шелком. ќсобенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаютс€ не пр€мыми, как в белой глади, а косые. ќна шьетс€ без настила, плоской гладью (двусторонней).
≈сли лист или цветок довольно большой, то не следует делать длинных стежков, вышивают более короткими стежками, сначала одним, затем другим, более темным или светлым. »глу лучше не вкалывать в ранее сделанный стежок, чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому.
јтласна€ гладь (рис. 9).ƒл€ этой глади лучше брать нитки мулине или шелк. ќсобенностью этой глади €вл€етс€ расположение стежков, которые ложатс€ плотно один к другому, не прикаса€сь концами, а заход€ один за другой.
 аждый последующий стежок делают, вкалыва€ иглу около середины соседнего, не‘иного отступа€ назад, под нитку только что сделанного стежка. Ќаправление стежка должно идти об€зательно по жилкам листика, лепестка.  огда на листике начинаетс€ закругленна€ часть, то по линии выгиба нужно увеличить исло стежков дл€ того, чтобы не получилась длинна€ коса€ или пр€ма€ лини€ от кра€ к середине. Ёти добавочные стежки делают по краю, возвраща€сь назад от середины листика к внешнему краю. Ќа правой стороне ткани получаетс€ ровна€, блест€ща€ поверхность рисунка, а на левой — беспор€дочно разбросанные маленькие стежки.

–усска€ гладь (рис.10), —тежки величиной от 5 до 7 мм идут по пр€мой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—« нити между ними. ѕри обратном ходе стежки, прилега€ к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2—« нити рабочей ниткой.
 раевой шов. Ёто петельный шов, используетс€ дл€ обшивки контуров рисунка (рис. 11). «акрепительные петли делают внизу. Ўов выполн€етс€ слева направо.
ѕрорезна€ гладь. ќтноситс€ белой вышивке. ≈ю украшают белье, блузки, салфетки. ”зоры прорезной глади содержат кружочки круглой и продолговатои формы. ¬ сочетании с листь€ми, вышитыми выпуклой гладью, составл€ют узоры из цветов и веток.
“кань дл€ вьшивани€ выбирают тонкую, прочную, эластичную, лучше всего тонкую льн€ную. Ќитки дл€ работы нужны тонкие, м€гкого кручени€ с блеском, чтобы выделить контурную линию дырочек. »глу выбирают тонкую и длинную.
 ружочки. ’од вышивани€ показан на рис. 12 .  ружочек по контуру прометывают швом вперед иголку, затем прокалывают проколкой острый конец проколки став€т в центре круга и осторожно продавливают ткань. ƒл€ увеличени€ диаметра кружочка до нужной велчины проколку поворачивают с нажимом до тех пор, пока она коснетс€ наметки по контуру ѕри наметке кружочка нитку не обрывают. ѕосле прокалывани€ ткани этой же ниткой вышивают шнурочком через край, хорошо зат€гива€ нитку. Ўирина вышиваемого кра€, длина стежка 1 мм. —тежки вышивают плотно, р€дом друг с другом, но ни в коем случае не один поверх другого. ¬ышивают слева направо.
«акрепление нити по окончании делают на изнаночной стороне кружочка, Ќитку вшивают в ткань несколькими, очень маленькими, стежами и отрезают ножницами. ≈е обрывают после каждого вышитого кружочка. ѕереходов нитки на изнаночной стороне рукодели€ быть не должно.
ѕри вышивачии кружочков большого диаметра (до 10 мм) по кругу также прометывают его контур швом вперед иголку. «атем ткань с центра круга разрезают на четыре сектора ножницами с острыми концами. — помощью иглы секторы по очереди при вышивании подгибают по линии наметки на изнаночную сторону и обшивают кружочки через край швом шнурочек. ѕри этом врем€ от времени поворачивают кружочек на пальце, чтобы не исказить дугообразную сторону.
ѕосле того, как кружочек будет обшит, с изнаночной стороны рукодели€ останутс€ кончики разрезанной ткани. »х осторожно обрезают до вышивки.
 алачик. ƒл€ него делают более крупное отверстие. — половины диаметра кра€ кружочка вышивают гладью с настилом. ¬ышивать начинают шнурочком и постепенно удлин€ют стежки по узору (рис. 13).


Ћисточек. ¬ышивание листьев и всех продолговатых фигур выполн€етс€ так же как кружочек, калачик. –азрез делают продольный, по середине, и три поперечных разреза (рис. 14). ќни необходимы дл€ получени€ плавного перехода на дугообразную линию листа. ¬ышивать начинают с острого конца листочка. ѕосле того как вышивка закончена, изделие стирают, утюжат, затем проколкой легким давлением вкруговую каждому кружочку придают красивую круглую форму. »зделие утюжат еще раз на м€гкой подстилке с изнаночной стороны ткани.
 раевые узелки.  раевыми узелками хорошо закончить цветную и белую вышивку (рис. 15).  рай предмета выравнивают по выдернутой нити, затем, отступа€ от ткани на 1 см, выт€гивают 1—2 нити. ѕо выдернутым нит€м вышивают толстыми нитками (мулине, ирис) два р€да швом назад иголку стежками длиной от « до 5 мм.
«атем ткань загибают по вышитой полосе на изнаночную сторону. ¬ышитый шов остаетс€ на сгибе. ¬ промежутках шва материю обшивают стежками через край. ƒл€ прочности по краю издели€ можно вышить р€д швом вперед иголку. Ќа изнаночной стороне край подшивают частым швом "козлик" или потайным швом.

1 2 3 4

ќ—Ќќ¬џ ¬џЎ»¬јЌ»я.√Ћјƒ№≈¬џ≈ Ў¬џ. ¬џЎ»¬јЌ»≈ √Ћјƒ№ё