ћј“≈–»јЋџ » »Ќ—“–”ћ≈Ќ“џ, ѕ–»ћ≈Ќя≈ћџ≈ ѕ–» ¬я«јЌ»» Ќј —ѕ»÷ј’

ћј“≈–»јЋџ

ѕри в€зании на спицах используют пр€жу из шерсти, хлопчатобумажную, из льна, шелка или синтетических ниток. ћатериал подбирают в зависимости от того, какое изделие предстоит в€зать.
ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј ѕ–я∆»   ¬я«јЌ»ё
≈сли дл€ в€зани€ выбирают деревенскую шерсть, то желательно скрутить вместе необходимое количество нитей и после этого простирать пр€жу в мыльной пене.
—лишком туго скрученна€ пр€жа иногда перекашивает в€зание. “щетны старани€ исправить косое в€зание при помощи стирки или пропарки через мокрую ткань, ¬ысушенное изделие принимает прежнее перекошенное состо€ние.
Ўерст€ную пр€жу сначала сматывают в клубок, потом соедин€ют вместе необходимое количество нитей. ѕр€жу вторично перематывают в моток и стирают в мыльной пене, тогда нити после стирки не раздел€ютс€. ¬ыстиранную пр€жу нельз€ сушить на солнце, у печки или на радиаторах. Ўерсть после стирки становитс€ м€гкой и пушистой. „тобы она не утратила пушистость, пр€жу сматывают в м€гкий клубок.  ажетс€, это так просто, но и здесь необходим определенный навык. ¬ажно уже эту первую работу сделать правильно. ≈сли сматывать пр€жу туго, в твердый клубок, шерсть раст€гиваетс€ и частично утрачивает свои качества. Ћучше всего это следует делать так: между клубком и наматываемым слоем помещают большой или указательный палец (рис. 1).  огда небольшой слой намотан, палец вынимают и наматывают новые слои в другом направлении. –абота€ подобным образом, получают м€гкий клубок, в котором пр€жа будет такой же, как в мотке
—интетическую и импортную пр€жу перед работой не надо стирать.
—“»– ј ѕ–я∆»
„тобы постирать 500 г шерст€ной пр€жи, берут полкуска хоз€йственного мыла, натирают на терке и заливают гор€чей водой. „асть мыльного раствора переливают в теплую (не гор€чую) воду, воду вспенивают и стирают пр€жу, отжима€; тереть и выкручивать нельз€, ибо тогда шерсть свал€етс€. ѕр€жу стирают в нескольких водах, каждый раз заново добавл€€ мыльный раствор, пока вода, в которой находитс€ пр€жа, пенитс€. ѕотом шерсть полощут в воде той же температуры. ѕри изменении температуры воды шерсть сваливаетс€. ¬ воду дл€ полоскани€ добавл€ют немного уксуса. Ќе рекомендуетс€ стирать шерсть в порошковой воде, так как остатки порошка трудно выполоскать и порой шерсть слипаетс€.
.
ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ў≈–—“»
Ќе всегда имеетс€ возможность приобрести новую пр€жу. ” рукодельницы дома всегда найдутс€

материалы и инструменты, примен€емые при в€зании на спицах

–ис. 1

кака€-нибудь немодна€ поношенна€ кофта или свитер с потертыми локт€ми, порванными петл€ми и прочими повреждени€ми. –аспустив их, получают материал, пригодный дл€ в€зани€. —начала изделие осторожно распускают и пр€жу мотают в клубок. —вал€вшеес€ шерст€ное изделие трудно распускать, поэтому рекомендуетс€ подержать его сутки в мыльном растворе, к которому на 1 литр воды добавлены « столовых ложки нашатырного спирта, по ложке скипидара и винного спирта. ѕосле этого его полощут в теплой воде, к которой добавлен уксус. »зделие сушат и потом распускают.
–аспуска€ очень поношенное изделие, раздел€ют отдельно прочную пр€жу от менее прочной.
ѕри необходимости распущенную пр€жу заново скручивают, потом перематывают в моток и стирают в мыльной пене. „тобы шерст€ной пр€же придать блеск, в полоскаемую воду дл€ цветной пр€жи добавл€ют глицерин, а к белой пр€же — немного нашатырного спирта. „тобы распущенна€ пр€жа стала такой же пр€мой, как нова€, при сушке к концу мотка подвешивают груз, мен€€ врем€ от времени места его подвешивани€.
 –јЎ≈Ќ»≈ ћј“≈–»јЋќ¬
»ногда нелегко приобрести нитки нужной расцветки, но если научитьс€ красить, отбеливать или перекрашивать, то без особых затруднений можно найти выход из положени€.  рашение — очень увлекательное и интересное зан€тие.
’имическими красител€ми можно красить как натуральные, так и искусственные волокна. ƒл€ каждого волокна используютс€ свои соответствующие красители.
ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј ѕ–я∆»    –јЎ≈Ќ»ё
ѕр€жу мотают в моток и белыми (чтобы не лин€ли) нитками свободно перев€зывают в трех местах. ¬ес каждого мотка не должен превышать 100 г. ѕодготовленную таким образом пр€жу стирают в теплой мыльной воде.
≈сли пр€жа, предназначенна€ дл€ окраски, чиста€, перед крашением ее замачивают в теплой воде на 30—40 мин, чтобы до момента крашени€ она равномерно намокла.
 –јЎ≈Ќ»≈ ѕ–я∆»
ѕеред крашением надо внимательно прочитать и запомнить инструкцию, отпечатанную на пачке красител€.
„тобы добитьс€ желаемой расцветки и материал не получилс€ п€тнистым, надо соблюдать следующие правила.
¬ода дл€ крашени€ должна быть м€гкой (жесткую воду можно см€гчить содой) и в достаточном количестве, чтобы она покрывала весь материал. ≈сли пр€жу крас€т в маленькой посуде и в небольшом количестве воды, окраска получаетс€ неравномерной.
¬ процессе окрашивани€ пр€жу надо переворачивать и приподнимать, чтобы она равномерно впитывала краску.
ѕеред окраской пачку с крас€щим веществом раствор€ют в гор€чей воде, влитой в стекл€нную посуду (чтобы видеть тон красител€). ѕосле этого в полученном концентрате крас€т маленький образец. ≈сли цвет устраивает, концентрат процеживают через марлю или капроновый чулок. „асть концентрата добавл€ют к воде, затем добав- л€ют соль или уксус.
“емпература воды должна быть около +30—. ћокрую пр€жу кладут в крас€щую жидкость сразу, потом поднимают двум€ дерев€нными палочками. ѕр€жу нельз€ класть в концентрированный и гор€чий раствор, чтобы не по€вились п€тна. ∆идкость дл€ крашени€ должна быть светлой и в том случае, если вы желаете красить пр€жу в темный оттенок. ≈сли нужно получить пр€жу потемнее, крас€щее вещество добавл€етс€ к раствору по част€м. добавл€€ концентрат к раствору, пр€жу из котла надо вынуть, затем хорошо перемешать воду с красителем, положить пр€жу обратно и красить дальше, пока не будет получен нужный цвет.
 рас€щую жидкость с пр€жей греют на медленном огне. ѕосле крашени€ материал тщательно прополаскивают. ѕр€жу нельз€ сушить на солнце, вблизи печи или на радиаторах, потому что она может стать п€тнистой.
 –јЎ≈Ќ»≈ –ј—“»“≈Ћ№Ќџћ»  –ј—»“≈Ћяћ»
¬ последнее врем€ рукодельницы оп€ть возвращаютс€ к растительным красител€м. ѕочти все растени€ содержат крас€щие вещества. –астительные вещества с волокном пр€мо не св€зываютс€. ѕоэтому их заранее надо обработать солью. –аньше дл€ протравлени€ использовали натуральные средства, сейчас — химикаты.
»меютс€ такие протравители:
јI (Sќ4)2 — используетс€ дл€ получени€ светлых тонов; CrS04— дл€ более темных тонов; FеSќ1. 7Ќ20 — дл€ темных тонов. ≈ще можно пользоватьс€ протравител€ми  2—rO7, Sn—l2 и другими. ”пом€нутые протравители можно примен€ть каждый отдельно или смешива€ в разных пропорци€х. ≈сли предмет хот€т окрасить в оранжевый или желтый цвет, советуем протравить потравителем јI (Sќч)2 и добавить какую-нибудь кислоту (уксусную, лимонную). “огда тон получитс€ €рче.
Ќа 100 г волокна берут 10 г протравител€, раствор€ют его в маленькой посуде с гор€чей водой, потом добавл€ют к воде, в которой предусмотрено протравить материал. „истое, равномерно мокрое волокно кладут в жидкость протравител€, нагретого до + 30°, и волокно вместе с жидкостью нагревают до температуры кипени€ и кип€т€т 30—40 мин. ¬олокно во врем€ протравлени€ приподнимают и переворачивают как при крашении, чтобы протравитель равномерно впиталс€ в него, потом вынимают из протравител€ и, не полоска€, опускают в жидкость красител€. »з одного растени€, пользу€сь разными протравител€ми, можно получить от 10 до 20 тонов красителей.  расител€ми растений лучше всего красить шерст€ное волокно.

ƒл€ крашени€ можно использовать различные части растени€: цветы, листь€, корни, €годы, шелуху, иногда и все растение. »х можно употреблать в свежем и в сушеном виде. —вежие растени€ дают тона €рче и чище.
–астени€ нельз€ сушить на солнце, так как при этом часть красителей пропадает. »х сушат на сквозн€ке, в тенистом месте,
Ќужное дл€ крашени€ количество растений подсчитывают по весу волокна. Ќа 100 г волокна берут 100—150 г сушеных растений или 250—300 г свежих. ∆идкость красител€ приготавливают так: растени€ размельчают, заливают теплой водой и замачивают на 6—12 часов. ѕотом их вместе со всей жидкостью вар€т 30—50 мин. ∆идкость процеживают, сливают обратно в котел и крас€т протравленную пр€жу. ќтвар растений в начале крашени€ должен быть теплым, не гор€чим. ≈го вместе с материалом согревают до температуры кипени€ 45—60 минут. ѕрокрашенное волокно оставл€ют остывать в жидкости красител€, потом стирают в мыльной пене и сушат.
ѕосле крашени€ оттенок краски можно мен€ть. ≈сли волокно после окраски не полоскать, а поместить в щелочную жидкость, оно станет темнее, если в слабый раствор уксусной или винной кислоты — светлее. ≈сли волокно 10—15 минут подержать в растворе  2—г2ќ7, оттенок станет темнее, теплее (но это надо провер€ть на образце). Ѕолее темный оттенок можно получить при повторном крашении волокна.
ѕриводим перечень некоторых красителей, из которых получают желтый, зеленый, коричневый, серый, черный и песочный цвета.
∆елтый цвет получают из шелухи лука, свежих ростков богульника, желтых листьев клена, свежего чистотела, желтого поповника, ромашки, цветов "Ќоготков", коры р€бины, ботвы помидоров и др.
«еленый цвет получают из ектьев березы, ботвы картофе7€, моркови и помидоров, красной свеклы, коры дикой €блони.
 оричневый цвет получают из шиповника, зеленого и черного ча€, ромашки, коры дуба, брусничника.
„ерный цвет получают из коры черной ольхи, зеленого ча€ (если красить несколько раз), щавел€, пользу€сь протравлением F≈Sќ4 7Ќ2ќ вместе с —гS04.
ѕесочный цвет получают из сушеных цветов липы, сушеных €год шиповника, зеленого ча€, грузинского ча€, сушеной перечной м€ты, листьев и коры орешника.
ѕ≈–≈ –јЎ»¬јЌ»≈ ѕ–я∆»
ѕри необходимости распущенную, выстиранную пр€жу можно и перекрасить, чтобы получить более €ркий или другой тон расцветки.
¬ зависимости от того, светел или темен основной цвет, перекраской можно добитьс€ тона такой же силы или темнее.
ћожно попробовать основной тон до перекрашивани€ немного высветлить. ћотки кладут в теплую мыльную воду, которую постепенно нагревают (примерно 20 минут). ћотки непрерывно переворачивают как при крашении. ≈сли мыльна€ вода окрашиваетс€, ее мен€ют на чистую и продолжают нагревать. ѕотом мотки тщательно прополаскивают и только после этого перекрашивают.
ѕри перекраске следует учесть, каков основной тон и в какой краске необходимо красить, чтобы добитьс€ желаемого оттенка.
„ерную пр€жу можно получить из всех основных тонов, но все же она будет иметь синий или коричневый оттенок. ≈сли основной цвет белый, то можно перекрасить в любой тон, но если пр€жа немного желтовата, то никак не удастс€ получить чистый светло- голубой оттенок, тон всегда будет зеленоватым.
»з трех основных цветов — синего, красного и желтого — можно получить все желаемые тона.
—мешав желтый с синим, всегда получают зеленый, зеленый может быть желтее или голубее в зависимости от того, в каких соотношени€х соединены красители.
—мешав синий с красным, получают фиолетовый с синеватым или красноватым оттенком.
—мешав желтый с красным, получают оранжевый.
¬ свою очередь эти промежуточные цвета можно соединить с основными тонами и получить новые цветовые оттенки. Ќапример, смешав зеленый с красным, получают теплый коричневый, а смешав синий с оранжевым, получают холодный коричневый оттенок. ≈сли добавить к любому оттенку немного черной краски, он становитс€ сероватым и темнеет.
—начала в гор€чей воде раствор€ют краситель, макают туда образец перекрашиваемой пр€жи, выжимают и провер€ют оттенок окраски. ≈сли оттенок устраивает, то в эмалированную посуду наливают воду (на 100 г пр€жи 2,5 л воды). ƒобавл€ют соль, уксус и подливают немного растворенного, процеженного красител€.  огда крас€щий раствор нагрет до 37°, в него кладут сразу всю чистую влажную пр€жу и на медленном огне греют от 30 до 40 минут. ≈сли пр€жа еще слишком светла€, ее вынимают из раствора и добавл€ют краситель. ѕр€жу кладут обратно и продолжают крашение (рис. 2).

ћ≈ЋјЌ∆≈¬јя ѕ–я∆ј

ѕр€жу из распущенного издели€ можно в€зать вместе с новой пр€жей другого цвета. ѕри этом она станет прочнее, а соединив нити разных цветов, получают интересные цветовые сочетани€ — меланж. ћеланж выгодно скрывает ((курчавосты) (это зависит от примеси синтетического волокна) распущенной пр€жи, в€зание будет выгл€деть ровным. “акую меланжевую пр€жу можно в€зать вместе с однотонной, пров€зыва€ ее полосами или выв€зыва€ ор-
намент.

ќ–”ƒ»я “–”ƒј
ќдним из главных орудий труда €вл€ютс€ в€зальные спицы. »х изготавливают из металла, пластмассы, дерева или кости, они должны быть легкими, хорошо отполированными или никелированными.  онцы спиц не должны быть слишком острыми, иначе можно поранить пальцы, но и не слишком тупыми. ƒаже малейшие шероховатости на в€зальных спицах мешают скольжению нити и осложн€ют в€зание.
¬ цилиндрических в€зани€х: носках, варежках и прочих издели€х используют 5 в€зальных спиц длиной от 20 до 25 см (рис. 3 ј). ѕри плоскостных в€зани€х используют две длинные пр€мые спицы (рис. 3 Ѕ) или короткие пр€мые в€зальные спицы с капроновой леской, которые при в€зании пр€мых изделий удобнее и выгоднее, чем длинные пр€мые спицы, — руки не так устают, держа св€занное полотно, ибо оно м€гко складываетс€ на капроновой леске, и к тому же в€зание занимает меньше места. ƒл€ в€зани€ юбок и кофт от горловины необходимы кольцевые спицы с капроновой леской (рис. 3 ¬).
Ќќћ≈–ј ¬я«јЋ№Ќџ’ спиц
” каждой в€зальной спицы свой номер. ќн соответствует ее диаметру в миллиметрах (например, диаметр спицы є 2 равен 2 мм, диаметр в€зальной спицы є8 равен 8 мм и т. д.).
Ќомер в€зальных спиц подбирают исход€ из толщины пр€жи; диаметр в€зальной спицы должен почти в два раза превышать толщину нити пр€жи. Ќомер в€зальных спиц можно определить следующим образом: сложить нить вдвое и слегка скрутить — толщина этой нити должна равн€тьс€ диаметру необходимых в€зальных спиц.
” каждой в€зальщицы со временем вырабатываетс€ индивидуальна€ манера исполнени€ работы — в€зать немного туже или слабее средней плотности, в св€зи с этим следует мен€ть номера спиц в соответствии с умением в€зальщицы. Ќеправильно подобранные спицы делают в€зание слишком плотным, жестким или, наоборот, слишком рыхлым, и в том и в другом случае не получают эластичного в€заного полотна средней плотности.