ќ“ƒ≈Ћ ј »« –”Ћ» ј

1 2 3


»з€щные воротники, манжеты, вставки, отделку можно не только сплести из кружев, их можно сделать из рулика. ѕо своей затейливости они не будут уступать комплектам, изготовленным способами мережки, ришелье, сплетенным из ниток. ј в чем-то, возможно, и превзойдут их по оригинальности.
–улик из тонкой ткани может быть материалом дл€ изготовлени€ разных отделок: ажурных вставок, воротников и манжет, рельефных накладных вышивок. ѕриступать к изготовлению такой отделки надо с подготовки узора на бумаге. «атем из отделочной ткани вытачивают и выворачивают рулик. „тобы рулик был тоньше, ткань подбирают более тонкую — шифон, крепдешин, ткани с атласным переплетением, легкие шелковые трикотажные полотна. “ам, где надо соединить две ткани или красиво стачать разные детали на полочках и рукавах, можно использовать ажурную вставку линейной формы. ≈е изготавливают из целого рулика или из кусочков.
Ќа рисунке 1а показана отделка, имитирующа€ мережку. „тобы ее выполнить, сначала подшивают кра€ деталей, которые нужно соединить. √отовый нарезанный рулик выкладывают по узору на бумаге пр€мыми столбиками и приметывают. ѕосле этого тонкой ниткой со стороны изнанки вручную аккуратно прикрепл€ют рулик к подгибу деталей частыми стежками с обеих сторон так, чтобы кра€ руликов не высыпались. ѕо окончании работы необходимо деталь отделить от бумаги. »з кусочков рулика можно выполнить и более сложный рисунок. ¬ этом случае с изнанки необходимо скрепить рулики между собой (б).
¬ставку на рисунке (в) выполн€ют из целого рулика, поэтому она более прочна€. –улики прикрепл€ют встык к подгибу, захватыва€ его с изнаночной стороны, и соедин€ют между собой по центру рисунка.
—ъемный воротник, манжеты или вставку на лифе плать€ и блузки тоже можно выполнить из рулика. –исунки могут быть довольно сложными. ќни стро€тс€ на непрерывности линий (г). ≈сли рулик необходимо стачать, делают это незаметно с изначочной стороны в местах перекрещивани€ рулика под петлей.
“ехника изготовлени€ деталей из рулика та же, что и при изготовлении линейных ажурных вставок. ¬с€ работа выполн€етс€ на бумаге по рисунку. Ћицом к бумаге ложитс€ лицева€ сторона отделки. ѕосле тщательного скреплени€ рулика между собой с изнаночной стороны и отделени€ от бумаги деталь отутюживают через увлажненную ткань. ƒетали, выполненные из рулика, можно дополнительно оформить вышивкой еткой (д). –улики можно соединить на машине. ¬ этом случае их пристрачивают к бумаге, прокладыва€ стежки посередине. „тобы соединить рулики по узору, делают несколько поперечных стежков захватыва€ два соседних звена. —шивать надо шелковой ниткой в тон рулика, так как машинные стежки остаютс€ на изделии.
—ъемные отделочные детали — воротник и манжеты из рулика показаны на рисунке 2а, б.

ѕЋ≈“≈Ќ»≈


ѕлетение из волокнистых материалов изделий небольшой длины €вл€етс€ одной из разновидностей рукодельных работ. ≈сть много способов плетени€: в три, четыре, п€ть и более пр€дей. ƒл€ работы используют различные материалы: цветные нитки, ирис, мулине, шпагат, тесьму шнур в зависимости от назначени€ издели€. –аботы выполн€ютс€ из трех, четырех и более пр€дей.
ѕлетение в четыре пр€ди
—уществует несколько способов плетени€ в четыре пр€ди. ƒл€ работы используют нитки мулине, ирис шнур и другой волокнистый материал. ѕодготавливают четыре пр€ди нужной длины разного цвета,  онцы соедин€ют вместе и закрепл€ют на гвоздике или каком- либо другом выступающем предмете. ѕр€ди выравнивают, чтобы они лежали параллельно.
Ќачинать плетение можно с обеих сторон. Ѕерут одну из боковых пр€дей (на рисунке — левую) и накладывают на близлежащую сверху. ƒругую боковую пр€дь подвод€т под низ р€дом лежащей и перекрывают сверху средней. ¬ыравнивают и хорошо подгон€ют плетение. ƒальше процесс повтор€етс€. ” готовой поделки концы св€зывают или сшивают, чтобы они не расплетались. “аким способом можно плести из двух отрезков, сложенных пополам, плетенка будет двухцветной (рис. 1 а-д).
¬торой вариант плетени€. ѕодготавливают четыре пр€ди, как и в предыдущем варианте. ѕереплетают средние концы, потом плетут крайние, их накладывают снизу и сверху в зависимости от переплетени€ средних. ¬новь переплетают средние. ƒальше процесс повтор€етс€ (рис. 1 е-к). “ак можно плести закладки дл€ книг, по€ски, шнурки дл€ подвески помпонов и кисточек.

ѕлетение в п€ть и семь пр€дей.
ƒл€ работы используют толстые нитки, тонкий шнур в зависимости от назначени€ издели€.  онцы св€зывают и закрепл€ют булавкой за какой-либо м€гкий предмет.
ѕодготавливают п€ть пр€дей нужной длины, закрепл€ют концы. ѕлести можно как справа, так и слева в одну сторону. Ѕерут крайние концы и поочередно переплетают в противоположную сторону, одна пр€дь с той же стороны, что и перва€, и плетут аналогичным способом. “ак до завершени€ работы (рис. 2 а-г). «акончив плетение, концы св€зывают или прошивают.
јналогично выполн€етс€ плетение в семь пр€дей.  расивые издели€ получаютс€, если все отрезки будут разноцветными. Ётот вид плетени€ также можно выполн€ть в обе стороны. “аким же способом можно плести из разного количества пр€дей: четырех, п€ти, шести, семи и более.
ѕлетение в шесть и восемь пр€дей
Ќесмотр€ на большое количество пр€дей, этот вид плетени€ прост по исполнению. ¬ зависимости от назначени€ издели€ дл€ работы будут нужны толстые нитки или тонкий шнур. —начала подготавливают четное количество пр€дей, например шесть и восемь, затем у них св€зывают и закрепл€ют концы. Ќачинать работу можно как с левой, так и правой стороны.
ѕравым или левым концом перекрывают или подвод€т под низ р€дом лежащий, плетение останавливают на середине и начинают плетение с противоположной стороны. Ќад обратить внимание: если при плетении левый конец ложитс€ на р€дом лежащий сверху, то правый идет под низ и наоборот. ƒойд€ до середины, крайние концы переплетают между собой. ѕродолжа€ плетение, вновь берут левый конец (или правый) и переплетают в то же последовательности, что и сначала, он ложитс€ сверху, а правый снизу р€дом лежащий. “ак до завершени€ работы (рис. 3 а—д).
“аким же способом можно плести в дес€ть, двенадцать и т. д. пр€дей: крайние концы переплетают через один, дойд€ до середины,— между собой. «атем вновь повтор€ют плетение. ≈сть другие варианты плетени€. Ќапример, можно начать работу с левой или правой стороны, переплести до конца, затем начать работу с противоположной стороны.
¬новь плетение повторить. “ак до завершени€ работы. ƒл€ прочности издели€ концы плететенки лучше прошить. ѕлести можно как из одноцветных, так и разноцветных пр€дей.


»«√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈ ѕ”√ќ¬»÷


Ќеобходимые детали вс€кой одежды, пуговицы одновременно могут служить и элементом украшени€, а зачастую и единственной отделкой плать€ и костюма. »зготовленные из различных материалов, они могут заменить пуговицы пластмассовые или кост€ные.
ѕрежде чем приступить к изготовлению пуговицы, необходимо запастись основными материалами и инструментами, обрезками основной ткани, из которой изготовлено изделие, или кожи натуральной и искусственной, замши, любой плотной ткани, ув€зывающейс€ по цвету, необходимо иметь анилиновые красители, м€гкую или алюминиевую проволоку сечением 6 мм, набор пластмассовых, кост€ных, металлических или дерев€нных колец различных диаметров и сечений дл€ каркасов пуговиц, мел, шерст€ные нитки.
»з инструментов потребуютс€ ножницы, иголки, кисточки, кусачки, дерев€нный молоток, па€льник, наковаленка, линейка, головные шпильки.
ћодные декоративные пуговицы можно изготовить из рулика, сутажа, тесьмы, кожи, дерева, выв€зать крючком из ниток.
ƒл€ изготовлени€ оригинальной пуговицы из кожи вырезают небольшую деталь трапециевидной формы, смазывают клеем внутреннюю сторону и сворачивают, начина€ с более широкой стороны. —вернутую кожаную пуговицу обматывают прочной ниткой посередине и перев€зывают несколькими нитками, туго зат€гива€. ѕуговицу пришивают на ножке, захватыва€ иголкой слой ниток обмотки.  онцы пуговиц округл€ют, подреза€ уголки. –азмер пуговицы зависит от ассортимента одежды, дл€ которой она предназначена.
ћного вариантов пуговиц можно изготовить из ткани.
"”литка" (рис. а). Ќа лоскуте плотного материала при помощи линейки и остро заточенного мелка вычерчивают несколько небольших равнобедренных треугольников и вырезают их. –азмер треугольника устанавливаетс€ произвольно, исход€ из того, что основание его будет соответствовать ширине изготовл€емой пуговицы. ѕри помощи кусачек заготавливают такое же количество проволочек, длина каждой проволочки должна быть на 10 мм меньше основани€ треугольника. ¬ыпр€мив проволочку при помощи дерев€нного молотка и наковаленки, накладывают ее на ткань у основани€ треугольника, отступив от основани€ 5 мм. «атем заворачивают уголки основани€ треугольника, прикрыва€ концы проволоки, и зашивают их на- крепко. ѕосле этого заворачивают все основание треугольника вместе с проволокой и весь треугольник туго сворачивают в трубочку. «акрепл€ют полученную улитку ниткой так, чтобы ее не было видно. “еперь остаетс€ сделать с обратной стороны пуговицы обычную петлю из ниток дл€ пришивани€ ее к пальто. ¬ыполн€ютс€ такие пуговицы из драпа,сукна, кожи или замши. ¬ пуговицу проволоку можно не прокладывать.
"ѕлетенка" (рис. б). ƒл€ изготовлени€ этой пуговицы используютс€ полоски ткани длиной 18—22 см и шириной 2,5—3 см, нарезанные по косой нити. »з этих полосок заготавливают рулик, внутрь которого продевают тесьму или шнур дл€ плотности и сохранени€ округлой формы. ѕолученный рулик зав€зывают обычным узлом, плотно, но в то же врем€ так, чтобы узел был пышным и находилс€ посередине рулика.  онцы рулика обрезают до такой длины, чтобы можно было подшить их с обратной стороны. ќстаетс€ пришить петлю.
"¬ертушка" (рис. в). “ака€ пуговица предназначаетс€ дл€ платьев из тонкой ткани, потому что рулик, из которого она выполнена, тоже должен быть тонким. «аготовку выв€зывают сначала одним узлом, а потом из оставшихс€ концов — второй поверх первого так, чтобы получились дополнительные округлые гранки (бока пуговицы). «атем подрезают концы рулика, подшивают их и делают петлю дл€ пришивани€ пуговицы к изделию.
ƒл€ многих плательных и костюмных изделий используют пуговицы из сутажа. Ќити сутажа отлично выкладывают структурный рисунок издели€, хорошо его фиксируют и надолго сохран€ют.
"—еточка" (рис. г). «аготовку любой формы плотно обматывают сутажом, фиксиру€ его. «атем поверхность всей пуговицы покрывают нитками так, чтобы они неплотно прилегали один к другому. «афиксирован эти нитки, перпендикул€рно к ним и, переплета€ их, как при штопке или плетении циновок, при помощи головной шпильки прокладывают новые нитки, заполн€€ ими промежутки, оставшиес€ в первом р€ду витков.
Ќесколько изменив направление витков и рисунок их переплетени€, получают новую модель пуговицы под названием "елочка".
"3вездочка"(рис. д). »зготавливаетс€ так же, как предыдущие. –азница лишь в рисунке диаметральных витков, способе их переплетени€ в середине кольца в виде звездочки.
" рестик" (рис. е). «аготовкой дл€ пуговицы служит пластмассовое, дерев€нное или металлическое кольцо любого диаметра в зависимости от выбранной величины пуговицы. ћожно использовать также заготовку овальную, в форме многоугольника или квадрата. «атем подбирают сутаж в тон издели€, дл€ которого предназначаетс€ пуговица. —утаж может быть произвольной ширины и толщины — чем меньше диаметр заготовки, тем тоньше беретс€ нить. ƒлина также произвольна€, но не менее 1 м.
ѕри помощи обычной головной шпильки невидимки, в основании которой укрепл€ют конец сутажной нити, обматывают заготовку, прокладыва€ виток за витком. ѕри этом нужно следить, чтобы витки ложились плотно, не налеза€ один на другой. ≈сли диаметр заготовки больше среднего, можно положить два р€да витков один поверх другого.  огда заготовка обмотана полностью, не отреза€ нить, вывод€т ее поверх кольца и прокладывают к противоположной точке, т. е. делают 3—4 нитка по диаметру кольца. ѕрочно запри штопке или плетении циновок, при помощи головной шпильки прокладывают новые нитки, заполн€€ ими промежутки, оставшиес€ в первом р€ду витков.
Ќесколько изменив направление витков и рисунок их переплетени€, получают новую модель пуговицы под названием "елочка".
"3вездочка" (рис. д). »зготавливаетс€ так же, как предыдущие. –азница лишь в рисунке диаметральных витков, способе их переплетени€ в середине кольца в виде звездочки.
" рестик" (рис. е). «аготовкой дл€ пуговицы служит пластмассовое, дерев€нное или металлическое кольцо любого диаметра в зависимости от выбранной величины пуговицы. ћожно использовать также заготовку овальную, в форме многоугольника или квадрата. «атем подбирают сутаж в тон издели€, дл€ которого предназначаетс€ пуговица. —утаж может быть произвольной ширины и толщины — чем меньше диаметр заготовки, тем тоньше беретс€ нить. ƒлина также произвольна€, но не менее 1 м.
ѕри помощи обычной головной шпильки невидимки, в основании которой укрепл€ют конец сутажной нити, обматывают заготовку, прокладыва€ виток за витком. ѕри этом нужно следить, чтобы витки ложились плотно, не налеза€ один на другой. ≈сли диаметр заготовки больше среднего, можно положить два р€да витков один поверх другого.  огда заготовка обмотана полностью, не отреза€ нить, вывод€т ее поверх кольца и прокладывают к противоположной точке, т. е. делают 3—4 нитка по диаметру кольца. ѕрочно зафиксировав эти нитки, прокладывают сутаж снова по диаметру кольца только гiерпендикул€рно предыдущим ниткам. ѕолучаютс€ скрещивающиес€ полосы. ѕрочно зафиксирован, перехватывают их по центру двум€-трем€ поперечными нитками. ќставшийс€ конец сутажа обрезают и фиксируют при помощи иголки с ниткой. — изнанки пришивают петлю.
ѕуговицы, выполненные самосто€тельно, придадут изделию нестандартный вид.


ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј  ќ∆»   –јЅќ“≈


ќригинальные пуговицы можно изготовить из остатков старой кожи и замши, об этом мы говорили выше. Ќо прежде чем приступить к работе, исходный материал необходимо подготовить.
Ћицева€ сторона кожаных изделий обычно гладка€ и блест€ща€, а изнаночна€ имеет рыхлую и волокнистую структуру. Ќеобходимо по возможности привести лицевую сторону в пор€док. ƒл€ этого нужно осторожно промыть ее теплой водой. —тирать кожу нельз€, от этого она становитс€ ломкой, садитс€ и коробитс€. —амое большее, что можно сделать с ней — замочить в теплой воде на 3—5 мин. —ильно загр€зненные места осторожно протереть м€гкой мочалкой или щеточкой. Ќельз€ мыть ее с мылом, но можно использовать мыльную пену, котора€ почти не содержит щелочи. «атем прополоскать кожу в слабом водном растворе уксуса и соли (на 1 л воды — 50 г поваренной соли и 1 стакан столового уксуса). Ёто немного увеличит эластичность. ј цвет восстановитс€, если смазать лицевую сторону глицерином. «агр€зненную кожу можно протереть теплым молоком. Ќо об€зательно некип€ченым. “огда содержащийс€ в нем жир лучше впитаетс€ в кожу. —читаетс€, что блеск и упругость кожи восстанавливает натирание влажной кофейной гущей.
— натуральной замшей следует обращатьс€ иначе. ћногие сорта замши можно мыть с мылом и даже стирать со стиральным порошком в теплой воде. ѕри сильном загр€знении добавл€ют в моющий раствор нашатырный спирт. ∆ировые п€тна чист€т бензином, хлороформом и другими растворител€ми. „тобы ее ворс оставалс€ во вспушенном состо€нии, замшу чист€т резиновыми щетками, школьным ластиком или наждачной бумагой. ћожно натереть мелкой поваренной солью. ѕотер€вшую вид замшу иногда чист€т теплым молоком с добавлением питьевой соды (1 ч. л. соды на стакан молока).
ƒалее кожу или замшу нужно распр€мить и разгладить. ƒл€ этого влажную кожу необходимо расп€лить на листе толстой фанеры или доске изнанкой вверх и закрепить кра€ маленькими гвоздиками. ќна должна высохнуть сама. ћаленькие кусочки кожи достаточно высушить под прессом. ƒл€ этого влажную кожу нужно положить между чистыми сухими тр€почками и придавить грузом. „ерез некоторое врем€, пока кожа еще влажна€, заменить тр€почки кусками оргстекла или другими гладкими пластинами и оставить под прессом до высыхани€. “огда поверхность станет ровной и гладкой. „уть влажную кожу необходимо слегка пропитать каким-нибудь жиром. Ќапример, касторовым маслом.  огда кожа почти подсохнет и будет чуть-чуть влажной, можно сн€ть ее с раст€жки и хорошо пом€ть руками. Ёто улучшит проникновение жировой смазки. ≈сли качество реставрации кожи вас устраивает, можно приступать к дальнейшей работе с ней.

1 2 3