–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ

1 2


ёбки


ёбка Ч это нижн€€ часть различных видов женской одежды. ѕо своей форме юбки прошлых столетий были очень разнообразны. ’арактерным было то, что они составл€ли большую часть плать€. ¬ременами лиф казалс€ миниатюрным по сравнению с гиперболическим размером юбок (см. стр. 100, рис. 80). ¬ременами юбки были настолько вычурны и сложны по своей форме, что все внимание сосредоточивалось на оформлении юбок (см. стр. 70 фижмы, турнюр).
ѕриведем несколько характерных примеров юбок позапрошлого столети€ и разберем их конструктивную основу. Ќа рис. 232, а показана юбка 60-х годов, состо€ща€ из горизонтально направленных оборок, поддерживаемых металлическим каркасом (кринолином).
ѕозднее (1865 г.) по€вл€етс€ юбка с сильно скошенным полотном (по среднему шву) сзади, имеюща€ в профиль силуэт треугольника (рис. 232, 6). ёбка, изображенна€ на рис. 232, в, характерна тем, что ее переднее полотнище резко отличаетс€ от заднего. —переди юбка состоит из воланов или задрапированной ткани, а сзади оформлена огромным турнюром, как правило, из ткани другого цвета и другой фактуры.

¬ начале ’’ в. юбки стали значительно проще. Ќа рис. 232, г представлена юбка, плотно облегающа€ фигуру спереди, с большим количеством глубоких фалд сзади, переход€щих в длинный шлейф. ёбка кроилась с расширением по среднему шву сзади. ¬ этот шов вставл€лись косые клинь€, придававшие юбке большую пышность сзади.

††††††† ѕоследнему периоду существовани€ длинной (до пола) юбки (в каждодневной одежде 1910Ч1914 гг.) было характерно общее направление моды Ч украшательство, детализаци€, перегрузка. Ќиз юбки украшали бейками, пуговицами, буфами (см. стр. 111, рис. 93 и стр. 149, рис. 138, а). —овременные юбки сильно упрощены по сравнению с юбками прошлых столетий.
ёбка может быть как отдельным, самосто€тельным изделием (рис. 233, а), так и частью плать€ (рис. 233, 6), костюма (рис. 233, в), пальто (рис. 233, г). ≈сли юбка €вл€етс€ частью издели€, то при композиционной разработке необходимо помнить о ее св€зи с лифом.
ёбка €вл€етс€ видом одежды, имеющей конструктивные по€са линии талии и тазобедренный. „аще всего опорной линией €вл€етс€ лини€ талии. ¬ издели€х, где лини€ талии занижена и перемещена на бедра, опорной линией служит бедренный по€с. “ак было в период моды 1925Ч1927 гг. (рис. 233, д). “енденци€ смещени€ линии талии на линию бедер наблюдаетс€ и в силуэтах современной одежды (рис. 233, е).
ѕо форме современные юбки очень разнообразны, однако все их можно выделить в п€ть основных групп:
1) пр€мые узкие юбки, юбки с запахом;
2) юбки слегка расширенные в форме трапеции, состо€щие из клиньев;
«) юбки широкие со сборками;
4) юбки в складку;
5) юбки покро€ клеш (колокол).
Ёто деление не исчерпывает всех разновидностей юбок. Ћюба€ юбка, сохран€€ в основном свою форму, может быть изменена и дополнена внутренней встречной складкой, складками по линии швов, вставными клинь€ми, кокеткой, бейками или оборками по низу и т. д. (см. рис. 67, 92, 102).
—тепень облегани€ талии и бедер зависит от формы юбки. “ак, в узких пр€мых и суженных книзу юбках полностью вы€вл€ютс€ линии талии и бедер. ≈сли юбка широка€, то лини€ талии вы€влена, а лини€ бедер полностью скрыта. ¬ юбках из клиньев и юбках покро€ клеш лини€ талии также вы€влена, тогда как лини€ бедер вы€влена частично; здесь лини€ бедер €вл€етс€ опорной, от нее юбка плавно расшир€етс€ книзу.
–азберем подробно юбки различных форм, их характерные черты и особенности формировани€.
ёбка одношовна€ узка€.

Ёта юбка имеет пр€мой силуэт. ќна вы€вл€ет талию и обрисовывает контуры бедер. Ќиз юбки сохран€ет ширину бедренного по€са (рис. 234). ‘орма этой юбки строитс€ на одном шве на спинке и вытачках по линии талии. “ака€ юбка €вл€етс€ основной классической, по которой можно построить целый р€д других: юбки двухшовную, четырехшовную, шестишовную, клеш.
–ассмотрим процесс создани€ формы одношовной юбки (половина макета) наколкой на манекене.
ѕредварительно снимают мерки: обхвата талии и бедер, длину юбки.
–азмеры пр€моугольного куска ткани, отрезанного по нити утка, определ€ют мерки половины обхвата бедер (плюс 2 см на свободное облегание, скалывание шва и подгиб) и длины юбки. “кань накалывают по линии середины переда манекена по нити основы (перва€ булавка на линии талии, втора€ и треть€ на линии бедер). — такой же последовательностью ткань накалывают по линии середины спины манекена. «акрепл€€ ткань, надо следить за правильным направлением нити утка, котора€ должна располагатьс€ горизонтально по линии бедер. ѕо нити утка накалывают булавки (рис. 235, а). »злишки ткани, образующиес€ на талии, убирают в вытачки. ¬ классической одношовной юбке делают по три вытачки (передн€€, бокова€ и задн€€). ƒл€ условно-пропорциональной фигуры величина раствора передней вытачки сама€ маленька€, а боковой Ч сама€ больша€. ¬еличина раствора вытачек зависит от разницы в обхватах бедер и талии. ѕоэтому, если фигура имеет отклонени€ от условно-пропорциональной, раствор вытачек измен€ют. Ќапример, при узкой талии и широких бедрах вытачки следует делать глубже. ≈сли же тали€ широка€, а бедра узкие, вытачки должны быть неглу6окие. ƒлина вытачек также зависит от строени€ фигуры. ≈сли тали€ узка€, а бедра широкие, низко расположенные, вытачки следует делать длинные. ѕри низкой талии и широких, высоко расположенных бедрах вытачки должны быть короче.
ƒл€ правильного определени€ глубины вытачек ткань располагают так, чтобы нить основы имела строго вертикальное направление по всей длине и располагалась под пр€мым углом к нити утка.
ѕосле того как определен раствор каждой из вытачек, излишки ткани заправл€ют внутрь и вытачки закрепл€ют булавками.
“ак же как и в лифе, здесь необходимо соблюдать правильное направление вытачек, ув€зыва€ их с контурными лини€ми фигуры.
Ќа рис. 235, 6, в показаны примеры неправильного расположени€ передних вытачек. ¬ обоих случа€х вытачки не согласованы с линией бедер и, кроме того, в первом случае вытачка расположена слишком близко, а во втором слишком далеко от линии середины переда. Ќа рис. 235, г направление вытачки правильное.
Ѕоковую вытачку располагают по линии бока манекена с небольшим отклонением в сторону спинки (1,5Ч2 см). Ќа рис. 235, д, е показаны примеры неверного расположени€ нити утка и боковой вытачки, что влечет за собой перекос и вздергивание юбки. ѕравильное ее расположение указано на рис. 235,ж.
«аколов вытачки, ткань накалывают по линии талии, затем провер€ют длину юбки спереди, сбоку и сзади.


¬ одношовной юбке количество вытачек может быть увеличено до четырех (рис. 236). ѕередн€€ вытачка может быть заменена м€гкими защипами, которые формируют в виде пр€мых параллельных складочек, или одной встречной складки.
ћакет юбки снимают с манекена, по контурам вытачек прокладывают нитки или делают разметки карандашом. ƒалее макет уточн€ют на плоскости (рис. 237).
†††††† ёбка узка€ с запахом. —илуэт этой юбки пр€мой. „етко вы€вл€ютс€ тали€ и бедра. 3апах может быть расположен сзади или спереди (с левой стороны, рис. 238, а). ёбку накалывают целиком. ƒл€ этого следует увеличить ширину макетной ткани до 130 - 140 см. “кань накалывают спереди по линии середины манекена, обеспечива€ припуск под запах (рис. 238, 6). ¬ытачки закалывают, как было показано дл€ одношовной юбки, но по всему макету. —вободный конец ткани накладывают на ранее приколотый к манекену. ѕеред юбки, таким образом, получаетс€ из двух слоев ткани (рис. 238, в).
Ќебольша€ часть ткани, рассчитанна€ на переднюю вытачку, по линии запаха и припуска срезаетс€. ≈сли этого не сделать, юбка будет плохо лежать (лини€ запаха будет перекошена, внутренний его конец будет провисать).
ƒвухшовные юбки Ч узка€ пр€ма€ и слегка расширенна€ книзу.

¬ первом случае (рис. 239, а) четко вы€вл€ютс€ тали€ и бедра, а во втором (пунктир на рис. 239, а) вы€влена полностью тали€ и частично бедра, так как низ юбки шире бедренного по€са. ƒвухшовна€ юбка имеет боковые швы и вытачки по линии талии.
ƒл€ наколки половины макета берут два куска макетной ткани, длина которых равна длине юбки, а ширина Ч 1/4 окружности бедер плюс припуск на свободное облегание и скалывание боковых швов и их скосы. “кань накалывают по линии середины манекена как спереди, так и сзади (по нити основы). Ќить утка должна располагатьс€ горизонтально. «акалывают переднюю и заднюю вытачки (так же, как при формировании одношовной юбки). Ѕоковой шов скалывают по линии боковой вытачки, совмеща€ с ней. ††††
Ќаправление шва строго вертикальное (рис. 239, 6). ѕунктиром показано неправильное направление шва.
ѕри расширенном книзу силуэте в боковом шве делают раскос, величина которого зависит от заданной формы юбки (последнюю можно сделать равномерно расширенной книзу Ч пунктир на рис. 239, а слева или расширенной внизу более резкоЧпунктир на рис. 239, а справа).
ёбка двухшовна€, зауженна€ книзу. Ёта юбка имеет форму бочонка (рис. 240). “али€ и бедра вы€влены четко.
ёбку делают с боковыми швами и вытачками по линии талии. ¬ытачки могут быть заменены м€гкими защипами.
‘орма зауженной книзу юбки создаетс€ на основе двухшовной пр€мой юбки путем равномерного сужени€ книзу скосов бокового шва.
Ўирока€, пр€ма€ юбка. ¬ такой юбке лини€ талии вы€влена, лини€ бедер не подчеркнута. ёбка обычно имеет один или два шва, что зависит от ширины ткани. Ўов не €вл€етс€ конструктивным, он лишь соедин€ет ткань. ≈сли шов один, его располагают сзади по линии середины; при наличии двух швов их располагают по бокам.
Ўирина полотнища юбки по линии талии и по линии низа одинакова.

ѕр€ма€ широка€ юбка может иметь сборки, складки, м€гкие защипы, расположенные по линии талии.

Ќаколку осуществл€ют на манекене по эскизу или рисунку из журнала мод.
ёбка пр€ма€ со складками. —кладки могут быть расположены по всей юбке равномерно или группами. —кладки бывают различные как по форме, так к по техническому выполнению: мелкие и глубокие, м€гкие и жесткие Ч заутюженные, односторонние, встречные или бантовые (рис. 241, а).
Ќа тонкой м€гкой ткани нецелесообразно делать крупные складки, на т€желой плотной Ч чрезмерно мелкие типа плиссе.
—редн€€ ширина односторонних складок 4Ч6 см. Ўирина бантовых складок 6Ч8 см.
‘орму и ширину складок можно определ€ть на манекене. ƒл€ этого целый кусок ткани накалывают на манекен и закладывают в различные по форме складки. Ќаколов триЧ четыре складки различных вариантов, выбирают наиболее удачный из них.
ќт характера складок зависит их формирование. ѕри глубоких складках (односторонних или бантовых), расположенных по всей юбке, расчет делают по мерке обхвата бедер. Ўирина полотна ткани должна равн€тьс€ трем указанным меркам плюс 5Чб см на свободное облегание.
Ўвы предназначены лишь дл€ соединени€ ткани и всегда должны быть скрыты во внутреннем сгибе складки, иначе складка будет выворачиватьс€.
ƒелать весь макет целиком не следует. ƒостаточно сделать расчет складок по линии бедер и небольшой шаблон по расчету (рис. 241, 6).   талии складки равномерно сужаютс€. ¬ытачки скрывают в складках и тоже равномерно распредел€ют по линии талии.
ёбки клиньевые.

†††††

 

 онструктивной основой всех клиньев юбок €вл€етс€ клин (рис. 242). ‘орма юбки зависит от количества клиньев и от их ширины. Ќить основы ткани должна строго совпадать с линией середины каждого клина. Ўирина клина может быть различной. ќтношение ширины клина вверху к ширине его внизу может быть равно 1: 2; 1: 2,5; 1: 3. —косы клина должны быть одинаковыми с обеих сторон и у всех клиньев.
¬ытачки совмещают со швами (исключением €вл€етс€ четырехшовна€ юбка, в боковом полотне которой вытачки сохран€ютс€).
ёбки четырех- и шестишовна€ (в виде трапеции), вы€вл€ющие линию талии и расшир€ющиес€ к низу.
‘орму четырехшовной и шестишовной юбок создают на основе одношовной юбки.

ѕо линии передней и задней вытачек от линии талии провод€т линию до низа юбки. ѕередний и задний клинь€ должны быть почти одинаковой ширины (передний немного шире).
–ассто€ние от линии середины переда до передней вытачки 8 см (размер 48). —ледовательно, ширина всего переднего клина вверху 16 см. “огда при отношении 1: 2 ширина клина внизу равна 32 см.
ƒальнейшее построение четырЄх- и шестишовной юбок различное. „етырехшовна€ юбка кроме переднего и заднего клиньев имеет два широких боковых полотна. Ќа боковом полотне величину раствора боковой вытачки рекомендуетс€ делить на две вытачки, располага€ их как в одношовной юбке с четырьм€ вытачками.
¬ шестишовной юбке все шесть клиньев стро€т по лини€м трех вытачек.  линь€ неодинаковой ширины. ¬ытачки совмещены со швами.
 ак четырех-, так и шестишовна€ юбки могут быть средней ширины (рис. 243, а) и сильно расширенные (рис. 243, 6).
„ем больше скос клина внизу, тем юбка шире.
 линь€ (из бумаги) накалывают на манекен, после чего юбке придают нужную форму.
ёбка многошовна€.  линь€ этой юбки стро€т, исход€ из мерок обхватов бедер и талии.  линь€ независимо от их количества (7, 8, 9 или 10) об€зательно должны быть одинакового размера. ¬се вытачки совмещают со швами.  линь€ скалывают (рис. 244) и на манекене провер€ют форму юбки. Ќа рисунке пунктиром показано правильное соотношение скосов клиньев.
ёбки клеш. Ћини€ талии в этой юбке вы€влена; лини€ бедер вы€влена лишь частично, от нее юбка расшир€етс€ книзу, образу€ фалды. ѕо форме эти юбки самые различные, но дл€ всех характерно отсутствие вытачек по линии талии и наличие нарастающих книзу фалд конусной формы, глубина которых зависит от ширины низа юбки. ѕомимо указанного, характерным €вл€етс€ различное на одном полотне юбки направление нитей. »менно от направлени€ нитей зависит расположение фалд: там, где нити имеют косое направление, и будут сосредоточены фалды.
ёбка клеш Ђсолнцеї (рис. 245). ќсновой этой юбки €вл€етс€ круг. ¬ отличие от других она не имеет конструктивного шва. ‘орму юбки Ђсолнцеї можно создать на основе одношовной юбки. Ёту основу надо развести по намеченным пунктирным лини€м до положени€ переда и спинки под углом 90∞ (рис. 246, а, б). ѕо полученной четверти круга создаетс€ весь круг. —переди и сзади ткань можно расположить как по нити основы, так и по нити утка (следует учитывать направление рисунка). ≈сли ткань узка€, делают приставки по нити основы.

ёбка Ђсолнцеї не вы€вл€ет линии бедер благодар€ большому количеству фалд. ћожно добитьс€ еще большего количества фалд, соединив два Ђсолнцаї вместе (рис. 247, а, б). ƒл€ этого макет надо разрезать вдоль нитей основы. ¬ новой форме по€в€тс€ два соединительных шва. »х можно расположить спереди и сзади или на боках. ѕо линии талии излишки ткани формируют в виде небольших равномерных мелких защипов, сборок (рис. 248) или плиссе (рис. 249).
ёбка клеш Ђполусолнцеї. Ёта юбка представл€ет на плоскости полукруг (рис. 250, а). ёбку кро€т с одним швом, расположенным сзади по нити основы, —переди ткань выкроена по нити утка. ѕредварительно следует проверить возможность выполнени€ этой юбки из тканей с рисунком полос, клеток и диагоналей и из набивных тканей, так как все направление рисунка в юбке резко мен€етс€. ¬ некоторых рисунках переход долевого направлени€ на косое, а дальше на поперечное, и наоборот, поперечного на косое и дальше на долевое придает юбке нер€шливый, неопр€тный вид (рис. 250, б, в). ѕоэтому перед раскроем следует проверить, красив ли будет переход рисунка с долевого на косое и поперечное направлени€.


‘алды на юбке Ђполусолнцеї сосредоточены по бокам, где нити ткани расположены в косом направлении (рис. 251).
 роме того, юбку Ђполусолнцеї можно делать с равномерно расположенными складками или плиссе, начинающимис€ от линии бедер, а также со сборками по линии талии. ¬ последнем случае шов можно расположить спереди и по его линии сделать застежку; вырез же по линии талии делают глубже и шире (увеличива€ соответственно длину).
ё б к а Ђ1/4 с о л н ц еї Ч сама€ узка€ из юбок клеш. ‘алд у нее почти нет (рис. 252, а). ёбка имеет один шов, расположенный сзади. ’арактерно, что на одной части юбки по линии шва расположена нить основы, тогда как на другой Ч пить утка (рис. 252, 6). ≈сли ткань с рисунком, то следует предварительно проверить возможность выполнени€ из этой ткани такой юбки. Ќа рис. 253, а, б показана юбка Ђ1/4 солнцаї из ткани в полоску. —переди полосы расположены в косом направлении, а на спинке долевое направление полос совпадает с поперечным, что абсолютно недопустимо.
ёбки клеш всех разобранных выше форм имеют общую конструктивную основу и варьируютс€ в пределах этой основы (сборки, защипы, плиссе и т. п.). –аскрой указанных юбок предопредел€ет расположение и глубину фалд и особым изменени€м не поддаетс€. ¬о всех случа€х по лини€м швов ткань располагают по пр€мому направлению нитей (основы или утка).
—овсем иные юбки клеш могут быть созданы мул€жным способом. ѕри этом можно варьировать их ширину, расположение и глубину фалд, их количество и расположение. ќни более разнообразны и элегантны.

–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ

1 2