–≈јЋ»«ј÷»я ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ «јћџ—Ћј — –јЅќ“ј Ќјƒ  ќћѕќ«»÷»≈… ¬ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»» ќƒ≈∆ƒџ

1 2


„тобы замысел, сложившийс€ в сознании модельера, получил конкретное детальное развитие, нужно решить композицию модели.
“ворческа€ работа художника-модельера над композицией костюма должна быть направлена на выражение и воплощение содержани€, вкладываемого в модель костюма с учетом его назначени€.
 ак уже известно, различные объемно-пространственные формы обладают свойством производить различные впечатлени€.
Ёти свойства формы складываютс€ из составл€ющих ее первичных сочетаний и св€зей этих элементов.
 аждый отдельный предмет одежды состоит из геометрического вида формы, величины и массы формы в целом и ее частей, а также цвета, рисунка и фактуры материала формы.
Ёти элементы служат первичным и основным материалом в работе художника-модельера над композицией.
ќдной из главных задач решени€ композиции €вл€етс€ нахождение определенных соотношений и св€зей первичных элементов объемной формы, которые выражали бы функциональные и художественные качества создаваемой модели одежды. ћногообразие элементов формы и безграничные возможности их сочетаний дают художнику возможность находить новые художественные решени€.
–ассмотрим основные свойства первичных элементов формы (подробный разбор элементов композиции, их свойств и св€зей приведен ниже).
√еометрический вид формы.  аждый вид формы определ€етс€ трем€ характеристиками степенью объемности, контурами формы в целом и ее частей и ее поверхностью (пр€молинейной, криволинейной или ломаной).
—тепень объемности зависит от соотношений измерений формы по трем координатам пространства; в формах одежды она имеет ограничение в пределах возможностей фигуры человека как опоры дл€ одежды. Ќо и в этих пределах степень объемности одежды весьма разнообразна. “ак, наименьшую объемность имеют формы, приближенные к выт€нутой пр€мой или кривой линии, когда форма одежды сильно выт€нута в одном измерении (линейный характер формы). Ќаибольшую объемность имеют формы, приближающиес€ к форме куба или шара, выраженной в трех измерени€х (объемный характер формы). ѕромежуточный по объему между линейной и объемной формами €вл€етс€ форма, приближенна€ к плоскости пр€моугольника, выраженной в двух измерени€х (плоскостный характер формы).
 онтур формы одежды, рассматриваемой со всех сторон, выражает ее объемность. ѕлоскостное зрительное воспри€тие объемных форм, ограниченных контурами, дает представление о силуэте одежды. —ледовательно, форма и силуэт взаимосв€заны.
ќбща€ форма, а следовательно, и силуэт одежды обуславливаютс€, в первую очередь, практическим назначением одежды и ее об€зательной ролью — украшать человека, т. е. соответствовать его индивидуальным внешним данным. ‘орма и силуэт завис€т также от направлени€ моды.
ќбща€ форма и силуэт одежды уже сами по себе могут выражать художественный замысел. Ќо они могут одновременно служить основой, или фоном, различных декоративных решений. »спользование костюмно-декоративных деталей в одежде (карманов, хл€стиков, отделки и т. п.) требует их соподчинени€ с формой и силуэтом одежды. “олько тогда декорирование одежды детал€ми еще более вы€вит ее художественную сущность и усилит выразительность основной формы и силуэта.
ѕ о в е р х н о с т ь  формы одежды может состо€ть из пр€молинейных или криволинейных плоскостей (выпуклых или вогнутых): они могут быть также гладкими или ломаными. Ћоманую поверхность формы образуют, например, различные драпировки, складки, плиссе, гофре, рюши. —очетание различных поверхностей формы способствует усилению выразительности общей формы и силуэта одежды.
¬еличина формы. Ётот элемент выражает соотношение одежды с фигурой человека, а также отдельных форм одежды между собой.
ќт величины формы зависит степень объемности, зрительна€ легкость или т€жесть формы одежды.
–азница двух и более форм по величине наиболее заметка при их сопоставлении.
ќбща€ форма многих видов легкого и верхнего плать€ стоит из двух и более частей (лиф, юбка, рукава, воротник». —опоставление величин форм этих частей по принципу большего или меньшего их различи€ дает множество решений. „ем резче про€вл€етс€ разница в размерах одной формы по сравнению с другими, тем выразительнее, декоративнее форма и силуэт одежды в целом.
¬ моделировании одежды, в работе над композицией часто используют эффект противопоставлени€ больших и малых величин. ѕри этом величина формы в целом будет зрительно увеличиватьс€ или уменьшатьс€. “ак, мелкие детали (пуговицы, листочки, карманы и т. п.), расположенные на большой форме, подчеркивают, а крупные на той же форме уменьшают величину формы в целом (например, маленькие пуговицы на платье-пальто полуприлегающей формы и большие пуговицы на одежде той же формы зрительно измен€ют одну и ту же величину формы).
ћасса. ћасса — это зрительное весовое количество формы одежды в целом и ее составных частей: ширина плеч, обхваты груди, талии и бедер, размеры рукавов, воротника и др.
¬се перечисленные элементы формы взаимосв€заны; изменение показател€ одного элемента формы влечет за собой изменение показателей других элементов. “ак, с изменением формы по величине измен€етс€ и ее масса: большей по величине форме соответствует больша€ масса. ћасса зависит от геометрического вида формы — силуэта одежды. ‘ормы, приближенные к линейному характеру, имеют минимальную массу. ћаксимальной массой обладают формы, приближающиес€ к форме куба. —ледовательно, масса зависит от степени объемности.
Ќа изменение зрительного весового количества формы одежды в целом и ее отдельных частей вли€ет степень заполненности формы конструктивными и декоративными лини€ми, детал€ми или отделками: чем меньше заполнена форма, тем больше будет казатьс€ масса.
«рительное изменение массы зависит также от величины деталей одежды. Ќапример, воротник или карманы небольших размеров увеличивают массу; эти же детали, но увеличенного размера уменьшают массу одежды.
÷вет, рисунок и фактура материала. Ёти элементы формы оказывают существенное вли€ние на внешний вид формы одежды и ее выразительность. ÷ в е т обладает свойством зрительно увеличивать или уменьшать форму одежды, придавать форме легкость или т€жесть, успокаивать или утомл€ть человека (см. гл. III, разд. «÷вет»).
ћатериал, оформленный р и с у н к о м, имеет различное заполнение поверхности, от этого зависит величина и масса формы одежды, выполненной из этого материала. “ак, разреженный рисунок увеличивает, а уплотненный, сгущенный рисунок — уменьшает величину и массу одежды.
‘ а к тур а материала имеет большое значение дл€ вы€влени€ степени объемности и массы одежды. ‘актура ткани с €рко выраженной рельефностью (буклированна€, в крупный рубчик, ворсова€) зрительно увеличивает объемность, т€жесть одежды; гладкие, прозрачные, блест€щие поверхности, наоборот, зрительно уменьшают объем, придают легкость одежде. “кани с длинным ворсом и завитковые меха (каракуль, кл€м, смушка) обладают свойством придавать форме монолитность, цельность, так как благодар€ усиленной фактурной поверхности соединени€ отдельных частей формы не видны.

—–≈ƒ—“¬ј –≈Ў≈Ќ»я  ќћѕќ«»÷»» »  ќћѕќ«»÷»ќЌЌџ≈ —¬я«»


ƒл€ того чтобы одежда как объект декоративно—прикладного искусства обладала художественными качествами, необходимо объединение всех ее элементов в целостную форму. “акое объединение осуществл€етс€ на основе соразмерности, согласованности и соподчиненности всех элементов формы одежды.
—редствами решени€ композиции €вл€ютс€ пропорции, ритм и симметри€.
—леду€ своему замыслу, художник прежде всего должен найти наиболее выразительные соотношени€ частей одежды, т. е. их соразмерность—пропорции.
‘орма каждого из предметов одежды, составл€ющих в совокупности костюм, состоит из р€да частей. “ака€ расчлененность одежды обуславливаетс€ зависимостью ее формы от формы фигуры человека, конструкцией и назначением одежды, качеством материала, из которого она выполн€етс€ и технологическим процессом ее изготовлени€.  роме того, на характер членени€ одежды и костюма в целом вли€ют требовани€ художественной выразительности костюма.
„ленение формы одежды достигаетс€ к о н с т р у к т и в н ы м и    и    д е к о р а т и в н ы м и лини€ми.   первым относ€тс€: низ рукава и всего издели€, лини€ втачивани€ рукава в пройму, контурные линии воротника и т. д.; ко вторым— различные декоративные швы, строчки, детали линейного характера (клапаны, листочки, по€с), линии отделки, а также орнаментаци€ ткани.


‘ормы одежды могут быть расчленены по горизонтали (рис. 33, а, б), вертикали (рис. 33, в) и диагонали (рис. 33, г). —уществует два вида членени€: полное, т. е, сплошное, и неполное, т. е. прерывистое. ¬ первом случае форма одежды действительно раздел€етс€ на части (см. рис. 33, а), во втором — членение €вл€етс€ только иллюзорным (см. рис. 33, 6). —оедин€€ различно направленные конструктивные и декоративные линии, член€щие форму, можно создать многообразные формы одежды, сообщить ей необходимые пропорции, подчеркнуть значимость той или иной части одежды, установить равновесие всей формы.


— и м м е т р и € — это полное равенство одной половины целого другой половине, полное соответствие по расположению и величине всех вход€щих в форму одежды деталей, линий и других элементов композиции по отношению к оси симметрии. ќс€ми симметрии фигуры человека и одежды €вл€ютс€ вертикальные линии середины переда и спины. —имметри€ как средство гармоничного построени€ композиции образует спокойное равновесие частей и деталей формы одежды. ќсь симметрии при этом €вл€етс€ одновременно и осью равновеси€.
¬ практике моделировани€ одежды решение композиции может быть основано также на неполной симметрии и на асимметрии. ¬ том и другом случа€х необходимым условием гармоничности модели €вл€етс€ уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновеси€. Ёто достигаетс€ введением в форму конструктивных и декоративных линий, деталей, драпировок, отделок, зрительно создающих равновесие асимметричных частей одежды (рис. 34, 35).


—ѕќ—ќЅџ » —–≈ƒ—“¬ј ¬џ–ј∆≈Ќ»я  ќћѕќ«»÷»» ћќƒ≈Ћ»


ѕроектируема€ модель одежды может быть выражена двум€ способами и видами композиции:
1.  омпозицией на плоскости, имеющей два измерени€.
2. ќбъемной композицией в пространстве, имеющей три измерени€.
ѕервый способ выражени€ художественного замысла проектируемой модели одежды осуществл€етс€ техническими средствами р и с о в а н и €    в виде эскиза.
¬торой способ осуществл€етс€ средствами м а к е т и р о в а н и € — н а к о л к и.
— помощью рисовани€ художник не только и з о б р а ж а е т свой проект, но и р а з р а б а т ы в а е т композицию модели одежды.
ѕутем неоднократных зарисовок и варьировани€ основной формы модели, изменени€ ее пропорций и соотношени€ линий и отдельных деталей художник добиваетс€ законченного решени€ композиции разрабатываемой модели.
—уществует множество технических изобразительных средств и художественных приемов разработки эскизов, выражающих замысел модельера. »з них в современной практике моделировани€ наиболее распространена графическа€ передача замысла
1) однотонным рисунком (рис. 36) — карандашом, пером, кистью и т. п.;
2) однотонным рисунком в соединении с цветом (приложение 3).
ѕри изображении модели однотонным рисунком следует четко прорисовывать силуэт, линии покро€, форму деталей и аксессуаров, дополн€ющих одежду. „тобы более полно и €сно выразить художественные достоинства композиции модели одежды, эскиз можно дополнить образцами материалов, необходимых дл€ выполнени€ данного проекта.
≈сли в композицию модели одежды, выражаемой средствами рисунка, входит отделка в виде орнаментальной вышивки или кружева, то ее следует изображать в увеличенном масштабе или в натуральную величину на отдельном листе бумаги.
Ёскизы, выполн€емые однотонным рисунком и красками, €вл€ютс€ наиболее выразительными. ÷вет в соединении с четкими контурными лини€ми и лини€ми, €вл€ющими конструкцию и детали модели, нагл€дное изображение фактуры или узора материалов в эскизе дают полное представление о характере костюма.
–абота над эскизом должна начинатьс€ с определени€ формата листа бумаги или картона и нахождени€ наилучшего расположени€ рисунка фигуры человека на этом листе.      
ѕоза фигуры и различные ее повороты должны быть тщательно продуманы, чтобы как можно точнее и нагл€днее передать особенности проектируемой модели. «атем карандашом намечают контуры силуэта и пропорции всех частей формы модели, прорисовывают конструктивные и декоративные линии, детали, определ€ют расположение и форму отделки (если она входит в композицию одежды). ќдновременно намечают форму прически и необходимые дополнени€ к костюму. далее провер€ют и уточн€ют найденные пропорции и взаимосв€занность всех частей формы костюма между собой и с фигурой человека. ¬нес€ в композицию необходимые изменени€, рисунок теперь прорабатывают более тщательно. ѕосле этого на рисунок нанос€т краски заранее подобранных цветов и оттенков, а затем с помощью кисти, пера или фломастера вы€вл€ют контуры формы.
ќбычно контурные линии силуэта одежды делают утолщенными, звучными, а линии, обозначающие конструктивные швы, вытачки, форму деталей,— легкими, тонкими.

        Ёскиз, в котором вы€влены покрой и отделка, показаны все дополн€ющие модель предметы (шл€па, обувь, сумка и пр.), точно отражает замысел художника. ќднако он не дает полного отражени€ объемной формы модели.
       ƒл€ вы€влени€ объемной формы модели примен€ют второй способ выражени€ замысла — макетирование, или наколку, т. е. создание объемно-пространственной композиции. — помощью наколки макетной ткани (обычно б€зи) на манекене или фигуре человека художник создает нужную форму. “акой способ позвол€ет более нагл€дно выразить особенности объемной формы модели, найти ее пропорции, определить характер конструкции и отделки. —метанна€ и примеренна€ на конкретную фигуру человека, наколка €вл€етс€ по существу эталоном модели. Ѕольшое значение макетирование имеет при моделировании легкого женского плать€ и верхней одежды сложного покро€, а также при разработке новых решений образцов одежды перспективного направлени€ моды.
         ѕри моделировании драпированной одежды наколка-макетирование €вл€етс€ единственным средством, дающим возможность точно выразить пластические особенности драпировок, их форму, глубину и направление. ѕреимущество макетировани€ заключаетс€ также в том, что объемные формы, переведенные затем на плоскость, могут служить выкройкой модели. ƒл€ этого макет разъедин€ют на составные части (распарывают швы) каждую часть раскладывают на листе бумаги и тщательно очерчивают, вывер€€ по всем соединительным лини€м (срезам).
ѕри разработке композиции часто используют оба способа:сначала выполн€ют эскиз, затем производ€т наколку, уточн€€ на макете замысел модели.

силуэт и линии


—илуэтом называетс€ плоскостное однотонное или контурное изображение какого-либо предмета (рис. 37). ¬месте с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он €вл€етс€ проекцией объемной формы.
—илуэт одежды не может быть выражен, если в его основе нет определенной формы, созданной лини€ми.
¬нешние очертани€, контур силуэта одежды создают л и  н и и. Ѕлагодар€ лини€м в силуэте одежды могут быть раскрыты идеи простоты и лаконичности, строгости и сдержанности, женственности и м€гкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамики) и экстравагантности и т. д. Ћинии придают силуэту выразительность, определ€ют пропорции, способствуют раскрытию замысла композиций, выражают направление моды.

—илуэт

¬озникновение пон€ти€ силуэта одежды следует отнести к тем временам, когда первобытные люди начали примен€ть покровы.
Ўкуры животных, древесна€ кора, волокна растений, рыбьи пузыри, перь€ птиц — все, что могло защитить тело от холода или жары, дожд€ и ветра, служило покровом дл€ тела. ”же в те далекие времена дл€ удобства ношени€ человек придавал покровам ту или иную форму путем сшивани€ материалов при помощи тонких заостренных костей, используемых в качестве игл.
ѕопытка придать бесформенным материалам — шкуре, волокнам, перь€м, необходимую форму видна из рис. 38. Ќа рис. 38, а изображен силуэт первобытного человека, одетого в шнуру-покрывало, держащуюс€ на верхнем опорном по€се фигуры и €вившуюс€ прототипом современной наплечной одежды — плаща, туники, пелерины. Ќа рис. 38, 6 изображен силуэт с закрытой нижней частью туловища с набедренной пов€зкой из растительных волокон, ставшей прообразом современных трусов и юбок.

¬ дальнейшем с развитием скотоводства и земледели€ человек научилс€ получать шерсть, выращивать лен, хлопок, коноплю. —начала путем ручного плетени€, а затем с помощью простейших ткацких станков люди стали создавать материалы дл€ одежды. ѕокровы приобрели более удобную, утилитарную форму. ѕретерпева€ множество стадий развити€, бесконечно видоизмен€€сь, силуэт одежды становитс€ более определенным и выразительным, основыва€сь на тех или иных опорных (конструктивных) по€сах и выража€ то или иное направление моды господствующего стил€.

–азличают силуэты двух основных видов.
1. — к у л ь п т у р н ы й— вы€вл€ющий и повтор€ющий формы человеческого тела, вы€вл€ющий как достоинства, так и недостатки фигуры (рис. 39, а).
2. ƒ е к ор а т и в н ы й — отступающий от естественных очертаний фигуры, маскирующий и скрывающий ее естественные линии, зрительно деформирующий и искажающий пропорции и формы тела. ƒекоративный силуэт как бы отвлекает внимание от естественных форм фигуры человека (рис. 39, 6).
—равнение силуэта с геометрическими фигурами и различными предметами. ƒл€ более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами (рис. 40). “ак, силуэт, основные линии которого параллельны, напоминает пр€моугольник (рис. 40, а). ≈сли же основные линии расход€тс€ внизу, силуэт сравнивают с трапецией (рис. 40, 6). —илуэт с расход€щимис€ вверх и вниз от линии талии лини€ми напоминает два треугольника с вершинами в общей точке (рис. 40, в). ≈сли силуэт образован плавными кривыми лини€ми, то его сравнивают с овалом (рис. 40, г).
—илуэты могут быть схожи с более сложными геометрическими фигурами, соответственно сочета€сь: полуовал с пр€моугольником или трапецией, трапеци€ с пр€моугольником или трапецией и т. д.
       »ногда силуэт сравнивают с различными буквами, предметами и т. д. “ак, в период, когда лини€ плеча была искусственно расширенной, а низ силуэта был построен на пр€мых вертикальных лини€х, силуэт сравнивали с закрытыми ножницами. ¬последствии расширение силуэта в его нижней части привело к сходству с раскрытыми ножницами.
        —илуэт, изображенный на рис. 40, в сравнивали с букой ’, а с сильно зауженными плечами и плавно расширенным низом—с буквой ј.

       —илуэт юбки, сильно суженный книзу, называли бочонком, а силуэт юбки, пышной по линии талии и слегка суженной книзу,— тюльпаном или каплей воды.
      —илуэт, заметно суженный в области груди и плеч и расширенный внизу, носит название амфоры.
     —илуэт, напоминающий овал (рис. 40, г), сравнивают с веретеном и т. д.


»зображение силуэта в профиль. ¬ большинстве случаев силуэт одежды воспроизвод€т в фас (в журналах мод, эскизах, набросках). ≈сли такое изображение не дает точного представлени€ о модных лини€х и формах (когда акцент моды сосредоточен на спинке), то силуэт воспроизвод€т в профиль. “ак, на рис. 41, а изображен силуэт пальто с легкой, динамичной, как бы лет€щей спинкой. Ќа рис. 41, 6 показано платье, в котором основна€ масса ткани сосредоточена на заднем полотнище юбки в виде глубоких, м€гких фалд (юбка с движением назад»). Ќа рис. 41, в показан короткий жакет с большим м€гким напуском на спинке, а на рис. 41, г — жакет с баской, гладкой спереди и с глубокими фалдами на спинке, придающими остроту всей модели.


–азвитие силуэта одежды ’I’—’’ вв. Ќа рис. 42 показано развитие силуэта женского плать€ за 150 лет (1800—1950 гг.).  аждый из представленных силуэтов имеет свои характерные линии, вы€вл€ющие или скрывающие, а иногда и намеренно искажающие естественные линии фигуры.
Ћ ин и €   т а л и и — основна€, ведуща€ лини€ в композиции одежды.  ѕодчеркиванием этой линии в конструкции вы€вл€ют пропорциональность строени€ фигуры.        „аще всего лини€ талии на одежде сохран€ет свое естественное положение, однако были периоды, когда линию талии располагали несколько выше (см. рис. 42, силуэты 1801 и 1819 гг.) или ниже ее естественного положени€ (см. рис. 42, силуэт 1927 г.), что создавало новые пропорциональные соотношени€, зрительно измен€ющие облик фигуры. »ногда тали€ была чрезмерно выражена, резко заужена. ¬ одних случа€х этого достигали соединением маленького лифа с непомерно широкой юбкой — кринолином (см. рис. 42, силуэты 1830, 1850 гг.), в других случа€х — применение специальных корсетов, создававших талию рюмочкой (см. рис. 42, силуэты 1865, 1880, 1885, 1895 гг.).
        ƒл€ начала ’’ в. характерным был силуэт (см. рис. 42, силуэт 1901 г.), зрительно искажающий линию талии и всю фигуру в целом. ¬ профиль силуэт напоминал латинскую букву S. ƒобивались этого с помощью .корсета специальной формы.
— 1916 г. корсет в женской одежде перестали примен€ть, лини€ талии стала постепенно расшир€тьс€. ¬ 1925—1927 гг. она тер€ет свои очертани€ и перемещаетс€ на линию бедер. Ћиф становитс€ очень длинным, юбка — чрезмерно короткой, силуэт напоминает фигуру мальчика. ¬ 1931 г. лини€ талии в одежде снова возвращаетс€ на свое естественное место. —начала она настолько слабо подчеркнута, что разница между обхватами талии и бедер почти неощутима, однако постепенно тали€ суживаетс€ и одежда принимает естественные очертани€ фигуры.
         ¬ 1945 г. лини€ талии незначительно перемещаетс€ вниз, лиф удлин€етс€, юбка укорачиваетс€. — 1950—1952 гг. лини€ талии вновь возвращаетс€ на свое естественное место.
         Ћини€ п л е ч а на всех силуэтах до 1938 г. имеет естественное наклонное положение. ¬озникали лишь изменени€ длины линии плеча. ¬ 1938 г. впервые в истории моды лини€ плеча становитс€ искусственно пр€мой (горизонтальной), что достигаетс€ путем использовани€ ватных прокладок. “акое направление в моде с некоторыми изменени€ми сохранилось вплоть до 1952 г.
         Ћ и н и € г р у д и в период различной моды была расположена по-разному. ¬ начале ’I’ в. она была заметно приподн€та, завышена (силуэты 1801, 1819 гг.). ¬ последующее врем€ расположение этой линии более естественное, хот€ форма груди несколько искажена, поскольку фигура ст€нута корсетом.
        ’арактерным периодом в развитии силуэта €вл€ютс€ 1925—1927 гг., когда модной считалась мальчишеска€ фигура с абсолютно плоской грудью (дл€ этого грудь бинтовали;
(см. рис. 42, силуэт 1927 г.).

тери€ моделировани€ одежды
–ис. 43


Ћ и н и €    б е д е р €вл€етс€ весьма существенной в женской одежде, так как она больше всего подчеркивает женственность силуэта. ¬ костюме ’I’ в. линию бедер в одежде искусственно расшир€ли, примен€€ в 50—60-х годах кринолины, а в 70—80-х годах — турнюры и фижмы . ¬ строгом силуэте современной деловой одежды линию бедер не подчеркивают, скрадывают.
Ћ и н и €   н и з а    играет важную роль в определении пропорции силуэта, так как от величины видимой части ног весь силуэт принимает тот или иной вид. “ак, одежда длиной до пола придает фигуре монументальность или торжественность.
¬ течение всего ’I’ и в начале ’’ вв. женщины носили плать€ до пола, иногда со шлейфом (см. рис. 42). Ќачина€ с 1910 г., лини€ низа несколько перемещаетс€ вверх, до уровн€ щиколоток. ѕостепенно одежда укорачиваетс€, открыва€ икры ног, колени и отчасти бедра (мини- юбки).
»з всего изложенного можно сделать следующий вывод:
при создании силуэта люба€, даже незначительна€, лини€ может €витьс€ решающей. Ќа рис. 43 изображены два силуэта с одинаково расположенной линией талии, одинаковой длиной и шириной юбки, но с различной формой линии плеч — искусственно пр€молинейной и естественно покатой. Ёто незначительное различие делает оба силуэта совершенно непохожими один на другой.

    1 2

   –≈јЋ»«ј÷»я ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ «јћџ—Ћј — –јЅќ“ј Ќјƒ  ќћѕќ«»÷»≈… ¬ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»» ќƒ≈∆ƒџ