“ јЌ№

“кань вырабатываетс€ на ткацком станке из двух взаимно перпендикул€рных нитей: о с н о в ы, идущей вдоль ткани, и у т к а, расположенного поперек ткани.  оличество рисунков ткацких переплетений очень велико. ќсновные переплетени€ следующие:
простое, или гладкое (полотн€ное, саржевое, сатиновое, атласное); мелкоузорчатое (рогожка, усиленна€ саржа, диагоналевое, креповое); сложное (двойное, ворсовое, ажурное);
крупноузорчатое, или жаккардовое (ткани с крупным рисунком в виде узоров из цветов и т. п.).
ћежду формой одежды и тканью, из которой эта одежда сшита, издавна существует взаимосв€зь. “ак, в ’VI—’VII и отчасти в ’VIII вв. вырабатывали очень плотные, т€желые ткани (сукно, бархат, камлот, парчу и т. п.). ќни соответствовали сложным и громоздким костюмам тех времен. ¬ конце ’VIII в. характер женского костюма резко мен€етс€, исчезают каркасные т€желые формы, в моду вход€т (сказываетс€ вли€ние античного костюма) одежды с м€гкими драпировками (рис. 117, а). драпировки же красивы на м€гких, светлых гладкокрашеных ткан€х, когда кажда€ фалда дает глубокие светотени. ≈стественно, измен€етс€ фактура (структура) ткани; по€вл€ютс€ кисе€, муслин, батист, кашемир преимущественно светлых тонов. ¬ моду вход€т перкаль (хлопчатобумажна€ ткань) и льн€ные ткани.
  30-м годам ’I’ в. в костюме снова начинает про€вл€тьс€ четкость форм; на смену легким ткан€м приход€т более жесткие, хот€ и менее громоздкие и т€желые, чем когда-то (рис. 117, б). Ёто муар, тафта, репс, поплин, атлас, капаус и т. п.
“ак как дл€ каждого определенного отрезка времени характерны новые линии, силуэты, крой, нова€ технологи€, то результатом этого зачастую €вл€етс€ по€вление новых видов тканей с новыми фактурными и технологическими свойствами, ибо модель пальто, костюма или плать€ тер€ет весь свой вид, если она выполнена из неподход€щей или устаревшей, вышедшей из моды ткани.

¬ текстильной промышленности все большее распространение получает производство тканей из смесей различных по составу волокон — натуральной шерсти с шелком, шерсти со штапельным волокном, шелка с хлопком и синтетическими волокнами.
       Ѕольшую роль в создании нового ассортимента тканей сыграла хими€, сильно обогатив и расширив имеющийс€ ассортимент. ѕо€вл€ютс€ нетканые, пленочные, дублированные, ацетатные материалы.
       “кани, предназначенные дл€ легкого плать€,— м€гкие, эластичные, хорошо драпируютс€, хорошо образуют любые формы (тупики, блузки, летние легкие пальто и т. д.). ƒл€ верхней одежды широко примен€етс€ вельвет на поролоне, пелакса на вельвете (мужские и женские куртки), прорезиненный капрон и др.
“кани с метанитом и люрексом предназначены дл€ нар€дных платьев. платьев.
–азнообразие тканей заключаетс€ не только в характере переплетени€ нитей, цвете, рисунке. “кани прежде всего различны по своей структуре. —труктура же определ€етс€:
1) видом и толщиной пр€жи; 2) характером переплетени€ нитей; 3) плотностью. ќт структуры и отделки ткани завис€т ее толщина, вес, механические свойства, а также вид лицевой поверхности — фактура.
      ѕоследн€€ может быть самой разнообразной. ≈сть ткани с гладкой поверхностью (например, ткани сатинового и атласного переплетений), с начесом (драп, сукно), ткани как бы зернистые (креп, зпонж, букле), ворсовые (бобрик, бархат, полубархат, вельвет-рубчик, вельвет-корд) и другие.
ѕоверхность ткани может быть блест€щей, матовой, шероховатой, крупенчатой, ребристой, жатой, пушистой.

ќдни ткани обладают упругостью и хорошо держат приданную им в процессе обработки форму, другие — в€лые, рыхлые, легко сминаемые или, наоборот, жесткие, сухие, труднообрабатываемые.
„тобы €снее представить себе, как ткань ведет себ€ в том или ином случае, надо проверить ее на манекене или фигуре и посмотреть, драпируетс€ ли она, м€гка€ или топорщитс€ в фалдах и сборках. “олько после такой проверки решают, подходит ли ткань дл€ той или иной модели.
ѕлать€, костюмы и пальто с м€гкими лини€ми, глубокими фалдами, драпировками, подчеркивающими линии фигуры (рис. 118, 119), должны изготовл€тьс€ из тканей типа вуали, крепа, жоржета, букле, ратина, которые обладают способностью хорошо драпироватьс€.
“кани дл€ платьев и летних пальто с широкими, торчащими юбками, жесткими драпировками, пышными рукавами и большими воротниками (рис. 120) должны быть жесткие, плотные (такие как тафта, муар, репс, фай, поплин, пике, тисненый сатин).
ќсобо следует сказать о прозрачных ткан€х. Ёти ткани (как из натуральных, так и из синтетических волокон) могут быть м€гкими и эластичными, упругими, жесткими и торчащими.
—труктуру таких тканей разнообраз€т применением различных металлических нитей (люрекс), а также самой выработкой, достига€ ребристости, чешуйчатости, жатости, гофрированности и т. д.
–еша€ композицию той или иной модели, учитыва€ перечисленные общие свойства, присущие прозрачным ткан€м, необходимо в первую очередь считатьс€ с основным их свойством — прозрачностью. »менно поэтому характерными элементами одежды здесь станов€тс€ драпировки, сборки, плиссе, отлетающие туники (рис. 121), оборки; характерны и такие дополнени€, как шарфы, банты, пелерины и т. д.
¬ модел€х из прозрачных тканей не должно быть большого количества швов, рельефов, линий кокеток, так как последние в этом случае некрасиво выдел€ютс€. Ќе следует также примен€ть жесткие складки, пластроны (манишки), воротники, манжеты и карманы.
”плотненна€ в этих детал€х ткань (заложенна€ в два-три сло€) как бы становитс€ т€желее, выгл€дит совершенно иначе, чем в основных детал€х.
»зготовл€€ модель из прозрачной ткани, необходимо предусмотреть и чехол. “кань чехла должна сочетатьс€ с основной тканью и не обедн€ть ее. Ѕолее того, надо, чтобы ткань чехла способствовала вы€влению особенностей основной ткани.
‘актурные соотношени€ чехла и ткани плать€ €вл€ютс€ важными моментами в правильном решении композиции.
ѕрозрачную ткань можно дублировать иногда с другой тканью. Ёто позвол€ет сделать швы малозаметными, а ткань более интересной, выигрышной.
‘изико-механические свойства тканей
«нание физико-механических свойств тканей очень важно, поскольку в процессе работы люба€ ткань подвергаетс€ самым разнообразным механическим воздействи€м — раст€жению, усадке, изгибу, трению.
–аст€жимость. “кан€м свойственна р а с т € ж и м о с т ь, причем по нити основы они раст€гиваютс€ мало, по нити утка значительно больше, а в косом направлении особенно сильно.
÷елый р€д тканей имеет свойство сильно раст€гиватьс€ (искусственные крепы, креп-марокен, эпонж, креп-сатин). другие ткани (сатин, вельвет, поплин, репс, тафта, муар) выт€гиваютс€ мало.
” тканей, обладающих большим удлинением, возможны перекосы. Ќеравномерно выт€гиваютс€ иногда отдельные детали одежды, особенно по косому направлению нитей (пальто по среднему жну спинки; фалды юбки клеш спереди, сзади или на боках; лиф с косым расположением нитей).
ѕри стачивании сильно раст€гивающихс€ тканей кра€ соедин€емых деталей могут выт€гиватьс€, шов получает неправильное направление и портит весь вид издели€. „аще всего это про€вл€етс€ при стачивании деталей по косым срезам. ѕри утюжке отдельные детали из таких тканей могут изменить свою форму, изделие в результате окажетс€ искаженным. ѕоэтому при разработке той или иной конструкции, св€занной с косыми срезами, надо учитывать способность ткани раст€гиватьс€. ¬ отдельных случа€х надо производить отт€жку деталей кро€, выравнива€ и среза€ при этом неровности.
»здели€, выполненные из тканей с большой раст€жимостью и не подвергшиес€ специальной обработке (отт€жке), в готовом виде тер€ют свою форму.
       ”садка. —войство ткани усаживатьс€, т. е. частично измен€ть длину и ширину после увлажнени€ и влажно-тепловой обработки, называют усадкой. “кани обладают различной способностью к усадке. “ак, хлопчатобумажный или шелковый эпонж может дать усадку около 10 -12%, чистошерст€на€ ткань типа букле около 8+10%, чистошерст€на€ ткань типа коверкота и габардина — « + 5 %, штапельные ткани — до 14%. ’лопчатобумажна€ шотландка, плетенка и сатин почти не дают усадки.
”садка бывает полезной и отрицательной.
“а усадка, котора€ присуща чистошерст€ным ткан€м, считаетс€ п о л е з н о й. ¬ состав шерст€ных волокон входит корковый слой, способствующий созданию к длительному удерживанию той или иной формы, достигнутой в процессе влажнотепловой обработки. Ўерст€ные ткани тем и отличаютс€ от других, что их можно посредством влажно-тепловой обработки раст€гивать (отт€жка) и сокращать (сутюжка) на отдельных участках издели€ (кстати, это отличает производство одежды из шерст€ных тканей от производства одежды из тканей хлопчатобумажных, льн€ных, шелковых, из искусственного волокна).
‘ормование изделий из тканей, не обладающих способностью хорошо сутюживатьс€, значительно труднее. ¬ этом случае изделию приходитс€ придавать определенную форму исключительно конструкцией.
ѕод о т р и ц а т е л ь н о й усадкой подразумевают общее излишнее сокращение ткани под действием воды (дождь, стирка, чистка) и влажно-тепловой обработки. ѕоэтому ткани, обладающие в той или иной мере способностью сокращатьс€, должны подвергатьс€ предварительной обработке — декатировке, чтобы сшитые из них издели€ при носке не деформировались.
ћоделиру€ любое изделие, необходимо об€зательно учитывать способность ткани к усадке. «ачастую получение необходимой формы достигаетс€ именно влажно-тепловой обработкой.
ѕриведем два примера: жакет с отрезным бочком из ткани, поддающейс€ влажно-тепловой обработке (рис. 122, а), и платье с отрезным бочком из ткани, не поддающейс€ влажно-тепловой обработке (рис. 122, 6). ¬ первом случае излишки ткани по линии шва сутюжены, а во втором — переведены в вытачку.
ƒругой пример: если ткань не обладает усадкой, то плавной формы рукава достигают посредством вытачки на окате рукава (при наличии верхнего шва рукава вытачка совмещаетс€ с ним).
ќсыпаемость. —уществуют ткани, которые обладают способностью осыпатьс€ на срезах. Ёто отрицательное свойство.  Ќаибольша€ сыпучесть характерна дл€ гребенных тканей из грубой и полугрубой шерсти, тканей из искусственного шелка и хлопчатобумажных тканей.
ѕри моделировании изделий из таких тканей следует избегать применени€ подрезов, сложных рельефов, кокеток, а также прорезных карманов, вытачных петель, ластовиц в цельнокроеных рукавах. ¬ противном случае ткань в указанных местах со временем расползетс€, изделие потер€ет свою прочность и внешний вид.  роме того, при этом необходимо увеличение ширины швов в 1,5—2 раза (по сравнению со швами в издели€х из тканей, устойчивых к осыпанию) и их обметывание. ќтсюда дополнительные припуски на обработку.
”пругость ткани (сминаемость). ¬ процессе носки ткани, не обладающие упругостью, легко мнутс€. Ќа различных част€х одежды по€вл€ютс€ складки и замины, отчего одежда тер€ет свою форму и вид.
Ёто свойство определ€етс€ упругостью волокон и структурой ткани. Ўерст€ные ткани мнутс€ мало, так как шерсть очень упруга; на льн€ных же, наоборот, быстро образуютс€ глубокие замины и складки.
„ем плотнее ткань и чаще переплетение, тем меньше возможность взаимного сдвига нитей (основы и утка) при изгибе ткани, тем больше ее упругость и меньше сминаемость.
—минаемость ткани — одно из отрицательных ее свойств. ≈сли ткань сильно мнетс€, ее нельз€ использовать дл€ слишком узких, облегающих фигуру изделий, драпировок, складок, плиссе. “акие ткани не рекомендуют примен€ть в плать€х, не отрезных по линии талии, особенно с узкой юбкой, –аздвижка тканей  на швах. Ёто свойство характерно дл€ тканей из натурального шелка и искусственного волокна, дл€ шерст€ных и хлопчатобумажных тканей (маркизет, чесуча, репс, рогожка, пике, поплин, фай). ѕри моделировании одежды в процессе композиционной разработки следует избегать узких форм. Ќо в любом случае, стачива€ детали, шов надо делать шире, а строчку чаще.
”стойчивость к действию высоких температур. “кани по- разному устойчивы к действию высоких температур. ÷елый р€д тканей, например из искусственных волокон, не выдерживает обработки гор€чим утюгом: ткани спекаютс€, измен€ют цвет, значительно сокращаютс€ по длине или ширине.
ѕроизвод€ утюжку изделий, нельз€ забывать, что слишком высока€ температура и излишне длительное воздействие утюга на ткань привод€т к ослаблению последней.
ќсобую осторожность следует соблюдать при утюжке тканей, содержащих искусственные и синтетические волокна. “ак, несоблюдение температурных режимов в процессе утюжки вискозных тканей приводит к изменению цвета ткани, а подчас и к уменьшению прочности. ѕри утюжке на вискозных ткан€х часто образуютс€ неликвидируемые ласы *; поэтому не рекомендуетс€ допускать больших давлений гладильной поверхности.
ѕлотные, сухие ткани сутюживаютс€ трудно; операцию в этом случае надо повтор€ть.
–исунки на ткан€х
ѕо характеру окраски различают ткани гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, а по рисунку — набивные и гладкокрашеные с выраженным ткацким рисунком.
ѕо своему характеру рисунки могут быть двух видов.
1.   о н к р е т н ы е: растительные (цветы, листь€), тематические (детские, индустриальные, спортивные, сюжетные), геометрические (полоски, клетки, диагональ, горошек).
2. ј б с т р а кт н ы е, или беспредметные (где нет конкретной темы изображени€).
 аждый рисунок имеет свой раппорт, т. е. повтор€емость одной и той же темы по всему полотну. »ногда раппорт резко выражен, иногда эта повтор€емость мало ощутима. ћасштаб раппорта очень различен.
* Ћасами называют блест€щие участки на ткани, образующиес€ в процессе влажно-тепловой обработки. ѕри утюжке п€ти ткани сплющиваютс€, поверхность ее делаетс€ более гладкой и приобретает блеск. Ћасы могут быть сн€ты с ткани отпариванием, но при этом может исчезнуть часть эффекта утюжки.
¬се рисунки раздел€ютс€ на:
1) с т а т и ч н ы е с вертикально и горионтально расположенным орнаментом;
2) д ин а м и ч н ы е, где преобладает диагональное направление орнамента;
3) к о м б и н и р о в а н н ы е, соедин€ющие в себе статику и динамику.
 роме того, следует выделить ткани с купонными рисунками к с каймой.
  у п о н н ы й рисунок определ€ет его расположение на фигуре. »ногда предусматриваетс€ к обозначаетс€ вырез горловины, пройм и т. д.
  а й м о в ы й рисунок имеет более широкие возможности дл€ использовани€. «десь все полотно заполнено определенными, однозначными формами, повтор€ющимис€ по всему полотну, с постепенным нарастанием, где рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы.  айма служит как бы отделкой дл€ акцентировани€ одной или нескольких частей плать€. Ќапример, кайма, расположенна€ по центру плать€, образует насыщенную широкую полосу. ¬ асимметрично решенных композици€х полосу каймы располагают с одной стороны издели€. »ногда кайму располагают по линии кокетки, по низу юбки, рукавов и т. д.
¬о все периоды моды в женской одежде использовалс€ р а с т и т е л ь н ы й орнамент.  онечно, дл€ каждого периода были характерны свои композиционные решени€ в разработке рисунков цветов, листьев, веток, букетов. –асположение раппорта, масштаб рисунка, характер его нанесени€ на ткань бесконечно видоизмен€лись. ѕри этом иногда орнамент изображают более натуралистично, резко выдел€€ его на общем фоне ткани. ¬ другое врем€ те же цветы и листь€ начинают изображать более условно, стилизованно, они как бы сливаютс€ с фоном ткани.
–исунок можЄт иметь различное заполнение фона: от полного заполнени€, до редко разбросанных форм. –исунки могут быть с размытым орнаментом, сливающимс€ с фоном и напоминающим окраску поверхности мрамора.
–исунки на ткан€х с точки зрени€ решени€ композиции дел€т на легкие и трудные.
  л е г к и м относ€т рисунки малых и средних размеров, не имеющих верха и низа, а также больших размеров без резко выраженного цветового решени€, со сплошь заполнен- ным фоном. «десь при решении композиции и при раскрое в качестве центральной осевой линии издели€ можно прин€ть любую линию на ткани, не счита€сь с рисунком (рис. 123, а, б).  т р у д н ы м относ€т односторонние рисунки, имеющие верх и низ. ¬ этом случае, ткань следует набросить на манекен, приколов ее справа и слева так, чтобы рисунок был направлен в противоположные стороны (это не относитс€ к ткан€м с сюжетным и тематическим рисунком: деревь€, домики, фигурки человека и пр.), что помогает выбрать наилучшее решение в расположении рисунка.
  трудным относ€т также рисунки больших размеров, выдел€ющиес€ на общем фоне. “кани с такого рода рисунком следует, независимо от орнамента, примен€ть в издели€х простых лаконичных форм с минимальным количеством швов и рельефов.
Ќа рис. 124, а изображена модель плать€, выполненна€ из ткани с €рко выраженным динамическим рисунком. ћасштаб раппорта рисунка так велик, что он помещаетс€ в пределах одной модели. ƒинамичность рисунка настолько выражена и насыщена, что композици€ сводитс€ к самой простой и лаконичной форме без лишних швов и рельефов, размельчающих весь орнамент рисунка.
“рудными нужно считать также рисунки в виде гирл€нд, волос и т. п., организованных различными элементами. «десь надо учитывать размер рисунка, его направление, расположение осевой линии, а также общее цветовое решение. –исунок должен быть расположен так, чтобы он зрительно не искажал фигуру (это бывает в тех случа€х, когда рисунок с €рким крупным орнаментом сконцентрирован в изделии на выступающих точках груди, в области бедер). ѕри раскрое необходимо следить за совпадением рисунка на парных детал€х в вытачках, за сохранением раппорта на стыках кокетки и лифа, лифа и юбки и по низу издели€. –исунок не должен обрыватьс€ где-то посередине.
Ќа рис. 124, 6 изображены джемпер и юбка из ткани со сложным рисунком в виде гирл€нд. ÷ентральна€ осева€ лини€ рисунка смещена, что зрительно искажает фигуру. Ќа парных детал€х (рукавах) рисунок расположен по-разному. Ќа стыке джемпера и юбки рисунок сбит, гирл€нды хаотично  наползают одна на другую; отсюда создаетс€ впечатление небрежности. ¬низу на джемпере рисунок оборван посередине раппорта.
Ќа рис. 124, в показан лиф плать€ с крупным рисунком, имеющим верх и низ; цветовое решение — резкое. ÷ветовые п€тна расположены так, что они не концентрируютс€ в изделии на самых выступающих точках груди. ÷ентральна€ осева€ лини€ рисунка точно совпадает с осевой линией фигуры. Ќа обоих рукавах рисунок расположен симметрично.
—оздава€ композицию той или иной модели, надо помнить, что на набивных ткан€х внутренние линии, рельефы, клинь€, подрезы, мелкие детали мало заметны и невыразительны. “о же самое можно сказать и о драпировках. драпировка, выполненна€ на гладкокрашеной ткани, оттен€ющей каждую фалду или складку, почти всегда удачна. драпировка же, выполненна€ на набивной ткани, будет едва заметна. ќсобенно это относитс€ к ткан€м со сплошь заполненным мелким рисунком. ¬ этом случае воспринимаетс€ только общий силуэт (рис. 125).
ѕрежде чем перейти к характеристике отдельных рисунков на ткан€х, подытожим сказанное: при решении композиции из ткани с рисунком необходимо эту композицию соизмер€ть с масштабом, размером и характером рисунка таким образом, чтобы последний не дробил, не сбивал формы и располагалс€ так, чтобы фигура зрительно не деформировалась.
–исунок «горошек». Ётот рисунок €вл€етс€ классическим и никогда не выходит из моды. ћен€ютс€ лишь размер горошка (мелкий, средний, крупный), ритмическое построение рисунка.
ћожет быть также различным цветовое соотношение горошка с фоном (например, светлый горошек на темном фоне и темный горошек на светлом фоне) в зависимости
от моды.
–исунок «горошек» на ткани располагают по диагонали. ѕри решении той или иной композиции это обсто€тельство следует об€зательно учитывать (в случае косого расположени€ нитей нарушаетс€ ритмичность рисунка).
“кань с рисунком  «горошек» может быть использована и как отделка. ¬ этом
случае ткань сбивают, искусственно создава€ частый рисунок, которым можно украсить горловину, перед лифа, линию застежки, оборку на юбке и т. д.
–исунок полос, клеток, диагоналей. Ёти ткани бывают пестротканые, набивные, а также гладкокрашеные, с выраженным ткацким рисунком.
ѕри композиционном решении различных видов одежды, помимо перечисленных выше свойств тканей, необходимо в первую очередь учитывать ее рисунок. Ќепродуманное, без- различное отношение к рисунку зачастую приводит к тому, что ткань, красива€ в куске, тер€ет весь свой вид в неудачно решенном изделии. Ѕывает и наоборот, когда невзрачна€ на вид ткань преображаетс€ в хорошо продуманной композиции.
–исунок полос, клеток и диагоналей может играть основную роль в композиционном решении. “кани в полоску и клетку завоевали всеобщее признание и никогда не выход€т из моды. —трогость, геометричность рисунка этих тканей в какой-то мере ограничивает их применение: модели со сложными драпировками или с асимметричными решени€ми здесь совсем неуместны.
ƒл€ каждого этапа моды характерны различные направлени€ п о л о с и их сочетание. ћодными могут быть продольное направление рисунка на основных част€х издели€ и поперечное на детал€х (рис. 126, а) или наоборот (рис. 126, 6). Ѕыли периоды, когда полосы располагали только в косом направлении, елочкой (рис. 126, в).
Ќе рекомендуетс€ одновременное применение трех различных направлений — продольного, поперечного и косого — в одной модели. “акое дробление полос утомл€ет глаз, модель выгл€д€т перегруженной (рис. 127).
¬ к л е т ч а т ы х ткан€х прежде всего надо определить характер рисунка. ≈сли рисунок клеток симметричный (в симметричном рисунке можно найти линии симметрии в долевом, поперечном и косом направлени€х; рис. 128, а), то из такой ткани можно изготавливать издели€ любого фасона; надо только при раскрое следить за тем, чтобы в парных детал€х рисунок клеток совпадал по швам, вытачкам и т. п.
–исунок асимметричный, односторонний (рис. 128, 6) требует особого внимани€, так как в целом р€де моделей применение ткани с таким рисунком исключено: по швам, вытачкам и т. п. рисунок не будет совпадать.
Ќабивные клетчатые ткани, у которых рисунок только с лицевой стороны (ситец, гарус, фланель), надо использовать лишь при создании самых несложных моделей, так как дл€ таких тканей очень характерен перекос рисунка и несовпадение его с нитью утка (рис. 128, в). ¬ытачки на лифе и юбке в этом случае лучше замен€ть защипами или сборками (в сборках искажение рисунка менее заметно).
„тобы изделие не выгл€дело небрежным, надо наметить центральную осевую линию рисунка как на лифе, так и на юбке. ≈сли применительно к симметричной клетчатой или полосатой ткани это не составл€ет труда, то в случае работы с ткан€ми, где рисунок односторонний, несимметричный, така€ операци€ чаще всего затруднена. «десь надо ориентироватьс€ на более заметные, выдел€ющиес€ клетки и полосы (их лучше установить, положив ткань на некотором рассто€нии от себ€). Ќа рис. 129, а расположение клеток неудачно, осева€ лини€ рисунка найдена неправильно; на рис. 1 29, 6 показан наиболее приемлемый вариант, когда центральна€ осева€ лини€ рисунка найдена правильно.
» на лифе, и на юбке ткань с симметричным рисунком клеток можно располагать так, чтобы направление его было косое. Ќо и здесь надо правильно намечать центральную осевую линию рисунка; в противном случае готовое изделие будет казатьс€ перекошенным.
—ледует помнить, что рисунок полос или клеток неизбежно преломл€етс€ в местах вытачек и швов. ќсобенно это заметно в области верхней вытачки, идущей от линии плеча, добитьс€ совпадени€ рисунка елочкой нельз€, так как скосы ткани идут под разными углами. —лучайное же преломление рисунка портит изделие (рис. 130, а).
ѕри наличии верхней вытачки следует добитьс€ того, чтобы рисунок сохран€л с одной стороны долевое направление, а с другой, у проймы,— полукосое (рис. 130, 6).
¬ерхнюю вытачку можно расположить от лини€ проймы, причем рисунок (полос или клеток) должен сходитьс€ елочкой.
ѕр€мое направление рисунка клеток а плавном сочетании с косым подчеркивает особенности композиции модели.

        Ќа рис. 131 изображены модели блузок, в которых благодар€ вытачкам достигнут красивый переход рисунка с косого направлени€ на пр€мое.
Ќа юбках покро€ клеш также происходит комбинирование направлений рисунка: на боках—долевое направление, а спереди и сзади — косое или полукосое, либо наоборот. Ёто обсто€тельство всегда надо учитывать при решении формы.
Ќеобходимо следить и за тем, чтобы по лини€м швов рисунок клеток (или полос) совпадал (рис. 132, а), иначе изделие приобретает небрежный вид (рис. 132, 6).
Ќа жакетах из полосатых или клетчатых тканей не рекомендуетс€ делать рельефные швы, по лини€м которых рисунок ломаетс€ самым причудливым образом (рис. 133, а). Ўвы эти, €вл€€сь лини€ми фасона, тер€ютс€, делаютс€ незаметными, невыразительными, и, кроме того, рисунок клетки сбиваетс€.
≈сли жакет прилегающей формы, на спинке делают центральный шов. ѕо линии этого шва полоски или клетки сход€тс€ елочкой до линии талии, точно ее фиксиру€. ƒалее они сохран€ют пр€мое направление (рис. 133, 6). Ќельз€ допускать, чтобы от линии талии полоски или клетки расходились елочкой.
ќтделка изделий из тканей с рисунком полос или клеток должна быть простой и строгой. “акие виды отделок, как вышивка, бисер и аппликации, в данном случае, как правило, непригодны.
¬ основном дл€ отделки рекомендуетс€ использовать гладкокрашеную ткань, кожу, фетр, тесьму, пуговицы, застежку «молнию» и ту же ткань в полоску или клетку, только с рисунком в другом направлении (см. рис. 126, а, б и 134).
≈сли рисунок мелкий или средний, то отделка гладкокрашеной бейкой или кантом может украсить изделие и красиво подчеркнуть его конструкцию или мелкие детали, особенно при одинаковом направлении рисунка на основной части издели€ и детал€х.
ѕереход долевого направлени€ рисунка на косое иногда составл€ет основную идею композиции (см. рис 131). ƒополн€ть в этом случае модели различными детал€ми (карманами, клапанами) нецелесообразно; последние будут невыразительны, они только нарушат всю целостность задуманного фасона.


ѕри работе с ткан€ми в клетку и полоску надо следить за направлением рисунка, не допуска€ его перекоса.
–исунок д и а г о н а л е й на ткан€х образуетс€ ткацким переплетением. ≈сли ткань гладкокрашена€ и диагонали мало заметны, то их при решении композиции можно в расчет не принимать. ѕестротканые и набивные ткани с резко выражеными диагонал€ми следует примен€ть осторожно, поскольку добитьс€ совпадени€ рисунка по лини€м швов и вытачек и идентичности рисунка на парных детал€х очень трудно, а зачастую и невозможно, дл€ большей нагл€дности по€сним это на р€де примеров. “ак, в пальто покро€ реглан рисунок по лини€м пройм преломл€етс€ различно на левом и правом рукавах (рис. 135, а). Ќедопустимо плохо выгл€дит также така€ ткань, если из нее сшить лиф с цельнокроеными рукавами. ѕо лини€м верхних швов рисунок соедин€етс€ некрасиво, причем левый рукав издели€ всегда отличаетс€ от правого (рис. 135, 6). –асположить здесь рисунок более удачно нельз€. Ќекрасиво выгл€дит и жакет или пальто с рельефными лини€ми — швами: четкость рельефной линии нарушаетс€ раздробленностью рисунка.
Ќедопустимо соединение рисунка по линии кокетки с цельнокроеным рукавом (рис. 135, е) и т. д.
Ќа рис. 136, а и б показаны воротники — отложной и шалью. Ќаправление рисунка на обеих част€х воротников разное. ќтсюда нарушение ритма рисунка, создающее впечатление производственного брака.
Ќа рис. 136, в и г показано, как следует расположить ткань (в косом направлении нитей переплетени€), чтобы добитьс€ идентичности рисунка на отлетах воротника. ѕри этом надо учесть, что при обработке концы воротника раст€гиваютс€. –аст€жимость их будет не совсем, одинакова€, так как с одной стороны преобладает поперечное направление нитей ткани, а с другой — долевое (раст€жимость в поперечном направлении больше). ѕоэтому, чтобы избежать сложной обработки при использовании очень раст€жимых тканей, рекомендуетс€ воротники делать из гладкокрашеных тканей.
ќригинальной отделкой может быть основна€ ткань с долевым направлением рисунка (рис. 137). ƒостигают этого раскроем ткани по косому расположению нитей. јсимметричность рисунка диагоналей на воротнике в данном случае оправдана, так как рисунок как бы продолжаетс€ на планке к зав€зке, что придает модели оригинальный вид.