–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. ¬ќ–ќ“Ќ» »

1 2 3

1-€ часть


¬оротник — это деталь одежды, не €вл€юща€с€ в современном костюме его неотъемлемой частью, так как зачастую он отсутствует. «ато в одежде прежних времен в отдельные периоды воротник доминировал, €вл€лс€ основой композиции всего костюма.
ѕериод моды ’VI—’V1I вв. был характерен тем, что вс€ была закрыта огромным белым воротником из гофрированной ткани («фреза»), украшавшим как мужской, так и женский костюм и подчеркивающим тонкость талии и стройность стана (рис. 210, а). Ётот воротник был настолько выразительной деталью, что сейчас достаточно надеть такой воротник (сделанный хот€ бы из белой бумаги) на современный костюм, чтобы создать образ геро€ той эпохи (в театре, на эстраде).
ѕотом по€вились большие воротники белого цвета, закрывающие плечи, в дальнейшем обшитые кружевом как в мужской одежде (костюм мушкетеров; рис. 210, 6), так и в женской (воротник пуританки 1650 г.; рис. 210, в).
’арактерен воротник «медичи» (рис. 210, г), высоко сто€щий сзади, прототип современного воротника апаш.
¬ конце ’I’ и начале ’’ вв. ше€ женщины была наглухо закрыта не только в плать€х, но и в блузках (рис. 210, д). ¬ысокие воротники, подпиравшие подбородок и достигавшие мочек ушей, держались благодар€ вшитым внутрь косточкам (металлическим или из китового уса). ¬оротники заканчивались рюшами, кружевом, бейками.
¬оротник относитс€ к шейному и плечевому по€сам одежды. ќн должен иметь модную и четко выраженную форму.
ѕо  форме воротники необычайно разнообразны; среди них следует различать п€ть основных групп:
1) воротники-стойки;
2) воротники, пришиваемые к закрытой (глухой) горловине: сто€чий отложной (английский), полуотложной, плосколежачий;
3) воротники, св€занные с отворотами лифа при открытой горловине: отложной открытый, типа апаш и пиджачный;

4) воротники цельнокроеные, шалью и матросский;
5) различные воротники, пришиваемые как к закрытой, так и к открытой горловине («хомутик», фантази, воротники с м€гкой драпировкой).
ѕрежде чем перейти к практической разработке отдельных воротников, коснемс€ в общих чертах некоторых характерных особенностей, присущих в той или иной мере всем воротникам.
” некоторых воротников внутренн€€, невидима€ часть €вл€етс€ стойкой, тогда как видима€ часть отложна€. —очетание невидимой части — стойки и видимой — отлета и создает основную форму воротника. –аздел€ютс€ указанные части линией перегиба, котора€ образуетс€ при носке (рис. 211, а).
≈сли за исходную пр€мую прин€ть линию соединени€ воротника с горловиной, характерную дл€ сто€чего отложного воротника, и сопоставить с ней аналогичные линии целого р€да отложных и полуотложных воротников, то вы€снитс€, что чем пр€мее эта лини€, тем больше невидима€ часть воротника — стойка, тем более прилегающим к шее — сто€чим будет воротник. ѕо мере того как лини€ притачивани€ воротника отходит от пр€мой, скругл€етс€ и по своей конфигурации приближаетс€ к линии выреза горловины, стойка делаетс€ меньше. ѕри полном совпадении линии притачивани€ воротника с линией горловины стойка совсем исчезает и воротник становитс€ плосколежачим (рис. 211, 6).
“ребуемый характер линии притачивани€ достигаетс€ различными способами: конструированием с помощью внутренних вытачек, м€гких защипов, сборок. ≈сли ткань может подвергатьс€ влажно-тепловой обработке, то примен€ют сутюжку и отт€жку.
’арактер линии притачивани€ воротника определ€ет его основную форму. „то касаетс€ вообще разнообрази€ форм, то оно достигаетс€ различным оформлением видимой части воротника-отлета. Ќа одной и той же основе можно создать целый р€д разновидностей воротников. √руппа, к которой принадлежит данный воротник, определ€етс€ именно его основой.
¬рем€ от времени мен€ютс€ установившиес€ годами приемы оформлени€ и соединени€ воротника с лифом. Ќапример, целый р€д современных воротников оформл€ют не вплотную к шее, а так, чтобы открывалось ее основание (рис. 212). ћного лет назад такие воротники считались бы браком.
ѕриступа€ к разработке той или иной формы, прежде всего определ€ют, к какой группе относитс€ соответствующий воротник. «атем детализируют форму и в общих чертах разрабатывают характер линии притачивани€ воротника.
–азработанную вчерне форму — иногда вместе с верхней частью полочки лифа, если это требуетс€,— с большими припусками по линии отлета прикалывают к манекену в области седьмого шейного позвонка. ѕри разработке макетов воротников можно использовать также бумагу. ƒалее макет закалывают по линии притачивани€. ѕри этом обращают внимание на степень прилегани€ воротника к шее. ¬оротник может плотно прилегать к шее или открывать ее основание; он может быть глухим, открытым или сходитьс€ концами встык, иметь переход по линии полузаноса полочки и т. д.
¬ воротниках, св€занных с лацканами, необходимо точно определ€ть место пуговиц, если последние предусмотрены (от этого зависит расположение линии перегиба лацкана и степень его открываемости). ѕри этом нельз€ отогнутый лацкан застегивать на кнопку или крючок при наличии пуговиц, расположенных в отрыве от линии перегиба лацкана.  огда лини€ притачивани€ воротника и его невидима€ часть пригнаны, создаетс€ лини€ перегиба (в тех воротниках, где это требуетс€). ѕосле этого приступают к оформлению его видимой части.

      «ачастую воротник, воссозданный по эскизу или рисунку из журнала конструктором-модельером, имеет значительные расхождени€ с оригиналом по характеру и контурам формы отлета. ѕоэтому при оформлении линии отлета надо руководствоватьс€ естественными лини€ми фигуры (середины переда и спины, плеча, проймы, груди и талии).
“ак, линию отлета следует оформл€ть от линии середины спинки с постепенным переходом на перед.  рай отлета на спинке должен закрывать линию притачивани€. ≈сли край половины макета не закрепить, произойдет перекос формы (рис. 213). „тобы избежать этого, макет закрепл€ют сзади по линии середины спинки (как правило, по нити основы; иногда при косом расположении нитей).
¬ воротниках с глухой горловиной следует определ€ть расположение линии отлета относительно линии середины переда (рис. 214, а, 6). Ћини€ середины воротника проходит через точку середины горловины.
¬ воротниках с открытой горловиной следует определить положение конечной точки линии отлета относительно линии середины переда. Ёта точка может находитьс€ ниже линии груди (рис. 214, в), слегка выше (рис. 214, г), а иногда она расположена у линии талии (рис. 214, д).
–ассмотрим теперь соотношение линий отлета и плеча, показанное на рис. 214: а—плечо открыто; б—плечо полностью закрыто; в — плечо немного открыто; г — открыто наполовину.
—оотношение линии отлета и линии проймы (см. рис. 214):
а — лини€ отлета не св€зана с линией проймы; б — лини€ отлета касаетс€ линии проймы в ее верхней точке и отходит от нее на выступающую точку груди; е — лини€ отлета касаетс€ проймы в ее верхней части, открыва€ часть линии плеча; г — лини€ отлета приближаетс€ к линии проймы в ее средней части; д — лини€ отлета не касаетс€ линии проймы и отходит от нее в нижней части.
—оотношение линии отлета и линии груди (см. рис. 214):
а — лини€ отлета не св€зана с линией груди; б — лини€ отлета образует угол, расположенный немного выше выступающей точки груди; в лини€ отлета лацкана имеет перегиб на линии груди; г — конец воротника параллелен линии груди;
д -  надсечка воротника (уступ) расположена на линии груди.
ќформл€€ линию отлета воротника, излишки макетной ткани срезают; в случае необходимости ткань наращивают.
ќкончательную проверку линии отлета осуществл€ют на рассто€нии, при этом воротник на манекене сравнивают с эскизом или рисунком из журнала мод.
¬оротник-стойка. Ётот воротник (рис. 215, а) €вл€етс€ классическим воротником мужской одежды — кител€, мундира, русской старинной рубахи. ѕримен€ют его и в различных видах женской одежды.
ќсобенностью этого воротника €вл€етс€ плотное облегание им шеи. ¬ысота стойки и различное оформление концов определ€ютс€ модой и периодически мен€ютс€. ¬ классическом варианте концы воротника оформл€ют встык. ќни могут быть также округленными (рис. 215, 6) и скошенными, с застежкой (рис. 215, в), петлей и переброской, с бантом и т. д.     —тойка может иметь пр€мую, а также изогнутую (выкройную) форму планки. —тепень изогнутости стойки зависит от разницы между размерами обхвата шеи у основани€ и выше. “ак, если размеры обхвата у основани€ шеи и у кра€ стойки равны, то стойка будет иметь форму пр€моугольника. Ќо если размер обхвата шеи равен 36 см, а выше (на 4 см) — 34 см (рис. 216, а), то в данном случае стойка должна иметь слегка изогнутую выкройную форму. ƒл€ этого пр€мую планку, по длине равную размеру верхнего обхвата шеи (в рассматриваемом примере 34 см), надо равномерно надрезать в 8—10 местах и плавно раздвинуть до требуемой ширины (в рассматриваемом примере до 36 см; рис. 216, 6).

      ѕри раскрое ткани надо следить за правильным расположением нитей основы и утка (рис. 216, в).
 онцы воротника оформл€ют на манекене.
      ¬оротник сто€чий отложной.  лассический сто€чий отложной воротник плотно прилегает к шее; это характерный воротник мужской сорочки (рис. 217, а, б).
¬оротник состоит из двух частей: видимой — отлета и невидимой — стойки. ¬ сто€че-отложном воротнике строгой формы (который нос€т с галстуком) эти части равны (рис. 218). ¬идима€ часть откладываетс€ по линии перегиба, закрыва€ стойку.
Ћини€ притачивани€ воротника может быть как пр€мой, так и слегка изогнутой.
—уществуют различные варианты отложных воротников. »ногда стойку формируют отдельно; тогда лини€ перегиба проходит по соединительному шву. —тойка может быть и частью воротника; в этом случае шов отсутствует.
¬ыкройку сто€че-отложного воротника можно сделать на основе воротника-стойки. ѕоследний надо расположить так, как показано на рис. 218. Ћинию середины стойки следует увеличить на отрезок, равный ширине стойки. ѕолученную точку обозначим ј. ќт точки Ѕ провести произвольную линию конца, соединив ее с точкой ј.
ћакет провер€ют на манекене, уточн€л его форму и оформл€€ концы.
¬оротник плосколежачий.

Ётот воротник лежит на плечах и имеет плоскую форму. —тойка здесь отсутствует.
ѕлосколежачий воротник может быть маленьким и очень большим, концы его могут иметь разную форму: острую, скругленную, удлиненную и т. д. (рис. 219, а). ќн может также сходитьс€ встык и не сходитьс€ у горловины.
„тобы создать форму этого воротника, необходимо полочку и спинку лифа соединить у горловины встык, а по линии плеча — так, чтобы они находили одна на другую на 3 см (рис. 219, 6). ¬низ следует подложить лист бумаги и приколоть к нему выкройки лифа. Ћини€ притачивани€ воротника будет повтор€ть линию горловины лифа; поэтому эту линию можно перевести сразу резцом на новую бумагу. «атем намечают линию отлета в зависимости от требуемой формы. Ќа рис. 219, 6 соответствующими лини€ми показаны линии отлета воротников, изображенных на рис. 219, а.
ќдну из этих линий перевод€т резцом на новую бумагу. ћакет вырезают и надевают на манекен дл€ уточнени€ линии отлета.
¬оротник полуотложной. Ётот воротник имеет много общего с отложным сто€чим как по конструкции, так и по внешнему виду (рис. 220, а). ќтличие лишь в том, что невидима€ часть его меньшее, чем у отложного, и поэтому он не так плотно прилегает к шее.
ћакет полуотложного воротника можно создать на основе плосколежачего, сделав на последнем (от линии отлета к горловине) три вытачки. ќт величины раствора этих вытачек зависит нова€ форма воротника. „ем глубже вытачки, тем больше выравниваетс€ изогнута€ лини€ притачивани€, приближа€сь к этой линии в отложном воротнике. ≈сли воротник должен слегка откладыватьс€, вытачки соответственно делают мельче, Ќа рис. 220, 6 сопоставл€ютс€ два варианта формировани€ полуотложного воротника на основе плосколежачего. »зготовленную основу надевают на манекен, после чего оформл€ют линию отлета воротника.
»зменени€ формы полуотложных воротников достигают изменением не только линии пришива, но также и линии отлета.  онцы воротника можно делать (на манекене) длиннее или короче, острее или круглее и т. д.
¬оротник типа апаш. Ётот воротник характерен тем, что соединен с отворотами лифа. ≈сли у лифа застежка встык (на пуговицы или молнию), то отвороты небольшие, а следовательно, и воротник короткий (рис. 221, а). ≈сли же в лифе имеетс€ переход на застежку, длина отворотов соответственно увеличиваетс€ и воротник в результате становитс€ длиннее (рис. 221,6).

–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. ¬ќ–ќ“Ќ» »

1 2 3

1-€ часть