–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. Ћ»‘, ¬ќ–ќ“Ќ» »

1 2


ѕеревод вытачки в линию бокового среза. Ќа полочке лифа закрывают верхнюю вытачку и от ее вершины намечают новое направление линии ниже проймы (рис. 173, а). ¬ аналогичных переводах вытачки в боковой срез, линию талии, горловину и т. д. используетс€ тот же принцип. ѕо намеченной линии полочку разрезают и ткань раздвигают, получа€ контуры новой вытачки. «атем полочку с очертани€ми новой вытачки (рис. 173, 6) перевод€т на бумагу.
ѕеревод вытачки в линию рельефа, идущего от линии п р о й м ы (рис. 174, а; подрезной бочок). Ћинию рельефа намечают на основе полочки (на манекЄне), сколов предварительно верхнюю вытачку (рис. 174, 6). ќт линии проймьт (карандашом) провод€т плавную линию, соедин€€ ее с вытачкой по линии талии.

ѕо намеченной линии полочку разрезают, отчего вытачка перемещаетс€ в линию рельефа (рис. 174, в).

ѕеревод вытачки в линию рельефа, идущего от ††††п л е ч е в о г о с р е з а. ѕлотное прилегание лифа может быть достигнуто применением рельефных швов (рис. 175, а). Ёти швы €вл€ютс€ конструктивно-декоративными, поэтому их расположение должно быть не только правильным, но и красивым.
—ледует предварительно наметить линию такого шва, проверить правильность направлени€ верхней вытачки и вытачки по линии талии, так как они составл€ют основу рельефного шва, совмеща€сь с ним. ѕолочку удлин€ют ниже линии талии, расшир€€ по боковому срезу. ≈е прикалывают к манекену; при этом закрывают обе вытачки, ¬ытачку по линии талии закалывают донизу.

ƒл€ проверки линии рельефа можно использовать полоску тесьмы, которую накалывают на манекен. ѕримеры неправильного расположени€ рельефных швов показаны на рис. 175, 6 и е. ѕосле того как найдено правильное расположение швов (рис. 175, г), верхнюю вытачку соедин€ют с вытачкой по линии талии и полочку по намеченным лини€м разрезают (рис. 175, д).

†††††


ѕеревод вытачки в линию кокетки. “ребуемую линию кокетки намечают на манекене. ќснову полочки прикалывают к манекену. ¬ытачку закрывают.  арандашом, цветным мелом или тонкой тесьмой намечают линию кокетки (рис. 176, а). ќна может быть круглой (рис. 176, 6), мысом (рис. 176, в), пр€мой (рис. 176, г), маленькой или большой, высоко или низко расположенной. ¬ зависимости от того, с чем мы имеем дело Ч блузкой, жакетом или пальто, кокетку надо делать такой, чтобы она соответствовала размеру всего издели€.
ѕосле того как лини€ кокетки намечена, полочку с закрытой верхней вытачкой разрезают, верхнюю часть полочки перевод€т на бумагу, а нижнюю раздвигают, образу€ припуск на сборки. ¬ результате вытачка совмещаетс€ с линией кокетки (рис. 176, д). ƒалее детали полочки с припуском на швы снова надевают на манекен дл€ окончательного оформлени€ линии кокетки.


ѕеревод вытачки от линии горловины и ее различное оформление. ѕолочку с заранее переведенной в горловину вытачкой накалывают на манекен и в зависимости от фасона излишки ткани распредел€ют в сборки (рис. 177, а), м€гкие равномерные встречные складочки или вытачки (рис. 177, 6). ¬ытачку, направленную от горловины, можно также оформл€ть в виде линии подреза со сборками. ¬ этом случае полочку накалывают на манекен, закрывают вытачку и намечают линию подреза (рис. 177, в). ѕо намеченной линии полочку разрезают, ее верхнюю часть выпр€мл€ют, излишки ткани срезают. “кань по нижней части вытачки распредел€ют в виде пучка сборок (рис. 177, г).
Ќа рис. 177, д показана полочка лифа с новыми контурами переведенной и оформленной вытачки.
ѕеревод вытачки в линию талии и ее различное оформление. „тобы оформить вытачку в виде м€гких защипов (рис. 178, а), ее надо разделить на две (рис. 178, 6) и оформить на манекене.


Ќа рис. 179, а изображен лиф со сборками и с расположенным несколько выше линии талии корсажем. ƒл€ получени€ лифа такой формы полочку с переведенной по линии талии вытачкой накалывают на манекен. ¬ытачку закрывают и намечают линию подреза, по которой полочку разрезают (рис. 179,6). Ќижнюю часть лифа с закрытой вытачкой перевод€т на бумагу, а верхнюю (если требуетс€ больше сборок) разрезают и развод€т (рис. 179, в).
ќкончательное оформление полочки производ€т на манекене в соответствии с эскизом модели или рисунком журнала мод.
—пинка лифа усложненной формы, так же как и полочка, может быть различной: с напуском, кокеткой, встречной складкой, мелкими защипами у горловины, рельефными лини€ми и т. д.

Ќа рис. 180, а изображен лиф с напуском сзади по линии талии. „тобы видоизменить основу спинки, ее накалывают на манекен, удлин€ют и развод€т на требуемую ширину (рис. 180, 6). ѕри расширении спинки пройму следует восстановить по основе, так как ее конфигураци€ изменилась. далее спинку перевод€т на бумагу или ткань и провер€ют на манекене (рис. 180, в).

ƒл€ выполнени€ спинки с кокеткой различной формы основу спинки накалывают на манекен, карандашом или цветным мелом намечают линию кокетки (рис. 181, а). ќснову разрезают; кокетка при этом сохран€ет свои очертани€. ¬место маленькой вытачки делают небольшую посадку плечевого среза. Ќижнюю часть спинки (рис. 181, 6) присбаривают до требуемой ширины. Ѕоковой срез выравнивают. ћакет копируют на новой ткани.
Ќа рис. 181, в показано окончательное оформление спинки на манекене.
Ћиф с цельнокроеным рукавом. ¬ этом случае лиф и рукав составл€ют одно целое Ч лини€ проймы отсутствует.
¬ народной одежде лиф с цельнокроеным рукавом существует с незапам€тных времен. ¬ современном европейском костюме он впервые по€вилс€ в начале ’’ в. ’арактерным здесь €вл€етс€ м€гкость формы, достигаема€ драпировкой подкройных деталей (рис. 182).
÷ельнокроеный рукав, сопернича€ с втачным, продержалс€ в начале ’’ в. недолго. «атем он то исчезает, то вновь по€вл€етс€. ¬ 1938Ч1940 гг. после большого перерыва цельнокроеный рукав постепенно, но очень прочно входит в моду наравне с втачным. ¬ период отказа от искусственно расширенной линии плеча этот покрой вытесн€ет втачной рукав и на известный период (3Ч5 лет) €вл€етс€ ведущим.
ѕо форме лиф с цельнокроеным рукавом может быть самым разнообразным: от свободного, широкого, мешковатого до плотно облегающего фигуру. ѕод вли€нием моды он посто€нно измен€етс€.
–ассмотрим в качестве примера несколько лифов с цельнокроеным рукавом разнообразных форм и покроев.

††††† Ќа рис. 183, а изображен лиф широкой свободной формы, с напуском по линии талии. √рудь четко не вы€влена. ќтсутствует плечевой шов, замененный сгибом ткани. ¬место вытачек излишки ткани сведены под пройму и в линию талии, образу€ глубокие радиальные заломы под проймой и на рукаве.

Ѕоковой шов плавно переходит в нижний шов рукава, что типично дл€ кро€ народной одежды.
ѕроцесс формировани€ лифа такой формы следующий.
Ѕерут пр€моугольный кусок ткани, равный длине переда и спинки лифа с припуском 10Ч15 см (на напуск). ѕри длинном рукаве макетную ткань надставл€ют. “кань перегибают пополам (с небольшим переходом в сторону полочки) и накалывают на манекен по нити основы,   манекену прикалывают руку, выполненную из ткани темного цвета и набитую ватой или мелким лоскутом.
Ќаколку начинают спереди от линии талии вверх, оставл€€ необходимый запас на напуск. ѕоследовательность закалывани€ булавок показана на рис. 183, 6. ƒойд€ до горловины, ткань вырезают по контуру основани€ шеи. ƒалее наколку осуществл€ют на спинке, закрепл€€ ткань по линии середины спины манекена сверху вниз. «атем снова переход€т к наколке переда лифа. »злишки ткани, предназначенные дл€ формировани€ вытачек, дел€т на две части, свод€т под пройму и на талию и временно скрепл€ют булавками (рис. 183, в).
ќбразовав напуск на талии и придав тем самым лифу свободную форму, временные булавки вынимают, а ткань равномерно распредел€ют по линии талии (рис. 183, г), дела€ защипы, вытачки, сборки как спереди, так и на спинке. ќпредел€ют положение бокового шва по линии середины бока манекена. ѕеред и спинку скалывают вместе внизу у талии. Ќамечают ширину и длину рукава. »з соответствующих полученных точек прокладывают линию бокового шва лифа и нижнего шва рукава (см. рис. 183, 6, г), котора€ определ€ет будущую форму лифа. ѕричем сначала эту линию следует наметить так, как показано пунктиром на рис. 183, 6, обеспечива€ наибольший напуск и мешковатость под проймой. «атем излишки ткани срезают; линию шва после этого можно немного изменить (см. контурную линию на рис. 183, д); в результате лиф принимает окончательную форму.
ѕригнать шов плотно по фигуре нельз€, иначе трудно будет поднимать руки; лиф будет т€нуть, перекашиватьс€, вздергиватьс€ на талии.
ѕосле окончательной проверки макет снимают с манекена и провер€ют на плоскости. Ќа рис. 183, д изображена готова€ выкройка (по принципу распашонки). ¬ертикальными пунктирными лини€ми отмечены линии коротких рукавов.

†††† ††††


‘орма лифа, показанного на рис. 184, отличаетс€ от предыдущей высоко подн€тыми и сильно расширенными плечами. ¬ остальном принцип формировани€ лифа тот же.
Ќа рис. 185, а силуэт сохран€ет расширенную линию плеча, но в форме лифа заметно уменьшение м€гкости и мешковатости. Ќа рис. 185, 6 показаны изменени€ в покрое, выразившиес€ в наличии верхних швов рукава. ‘орму лифа уточн€ют на манекене по принципу, который был† указан выше. ѕунктирными лини€ми показана лини€ низа длинного рукава.
— возвращением к естественным пропорци€м (1952Ч1953 гг.) и с отказом от подплечиков в форме лифа с цельнокроеным рукавом происход€т коренные изменени€. »счезают мешковатость, напуск по линии талии, свободна€ форма, м€гкие вертикальные заломы; по€вл€етс€ естественна€ лини€ плеча; лиф становитс€ стройнее.
Ќа рис. 186 изображен лиф пр€мой формы. ¬ покрое использованы вытачки от бокового среза (под проймой). ¬ерхний шов рукава расположен под большим скосом, а нижнийЧплавный, более прилегающий под проймой. ѕри этом покрое следует примен€ть м€гкие, эластичные ткани или трикотажное полотно. »спользовать упругие, жесткие ткани не следует. “акой покрой не допускает также прилегающей формы лифа.
Ётим, конечно, не ограничиваетс€ разнообразие решений лифа с цельнокроеным рукавом: изменени€ в моде привод€т к созданию новых конструкций, обеспечивающих как плотное прилегание, так и большую свободу в движении, достигают последнего дальнейшим усовершенствованием конструкции (еще большим скосом верхних срезов рукавов и введением подрезов и ластовиц).
–ассмотрим два примера. Ћиф с вытачкой, переведенной по линии талии, с коротким рукавом показан на рис. 187. «десь применен подрез как продолжение нижнего среза рукава. ƒругой лиф (рис. 188) же, более прилегающий, что достигаетс€ применением более глубокого подреза и вытачек от бокового среза (под проймой) и по линии талии. –укав полудлинный, узкий.
–ассмотрим более подробно формирование подобного рода лифов на манекене.


Ќа рис. 189 показаны основные принципы формировани€ полочек лифа. ¬ерхний срез рукава намечаетс€ под большим скосом. ¬ одних случа€х (рис. 189, а) вытачка формируетс€ по линии талии, благодар€ чему нить утка располагаетс€ наклонно. ѕримен€етс€ подрез как продолжение нижнего среза рукава.

¬ других случа€х (рис. 189, 6) вытачка переведена под пройму. ѕодрез делают более глубоким, под углом 600 к нижнему срезу рукава. ѕить утка расположена горизонтально. “алиева€ вытачка создает плотное прилегание лифа. Ћинии короткого и длиной 3/4 рукавов показаны пунктиром. ††††

—пинка лифа (рис. 190, а) может быть использована в обоих случа€х с возможным изменением линии подреза. ѕри скалывании верхнего шва рукава надо следить за его правильным направлением (лучше с помощью тесьмы или булавок). »сходным здесь €вл€етс€ плечевой шов лифа с втачным рукавом: этот шов надо плавно продолжить до низа рукава (рис. 190, 6). —мещение этого шва вперед или назад недопустимо, поскольку нарушитс€ баланс лифа.
ѕравильно наметив линию шва, срезают излишки ткани.
ќкончательно скалыва€ полочку и спинку по линии верхнего шва рукава, на спинке делают посадку в 1,5Ч2 см, а также маленькую вытачку. Ќа полочке соответственно делают отт€жку (см. рис. 189). » отт€жка, и посадка вли€ют на характер заломов, которые должны быть направлены вертикально.
ѕо линии талии лиф закалывают плотно по фигуре. Ќамечают линию бокового шва; полочку со спинкой скалывают до линии проймы (рис. 190, в).
ƒалее определ€ют длину и ширину рукава. ¬ рассматриваемых примерах рукав длинный. ќт намеченной точки длины рукава скалывают его нижний шов. ѕри этом след€т за тем, чтобы на ткани не было перекосов.
≈сли рукав узкий, то по нижнему срезу на локте делают вытачки (см. рис. 190, а).
Ќамечают линию подреза дл€ ластовицы. — этой целью надо подн€ть руку манекена вверх и определить на полочке и спинке линии подреза одинаковой длины (7Ч8 см) под равным углом к линии шва (см. рис. 190, а).


‘орма ластовицы определ€етс€ длиной разреза и длиной рукава. ƒл€ короткого рукава примен€ют полуластовицу (рис. 191, а), дл€ длинного и полудлинного рукавов Ч ластовицу в форме ромба (рис. 191, 6).
–азмеры ластовиц могут мен€тьс€ (см. пунктирные линии на рис. 191, 6).
»ногда ластовицу замен€ют вставным бочком (рис. 191, в), особенно при работе с легко осыпающимис€ ткан€ми. —резы боковых швов уравнивают с бочками.
Ќа рис. 191, г, д, е показаны готовьте выкройки дл€ трех последних примеров.

–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. Ћ»‘, ¬ќ–ќ“Ќ» »

1 2