МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

1 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ)


Фигура семилетнего ребенка, особенно мальчика, становится более стройной за счет удлинения ног. Выпуклость живота исчезает, намечается талия (рис. 381, а, 383, а).
В возрасте от 8 до 10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры за счет уменьшения интенсивности роста. Величина головы относится к длине всего тела, как 1: б в 7— 8 лети 1:6,5—в 10 лет (рис. 382, а).
Значительно меняется и облик детей в этом возрасте. Цвет лица становится более бледным, глаза, губы и волосы — менее интенсивной окраски.
Изменение распорядка дня ребенка с поступлением его в школу, появление новых обязанностей и занятий (труд, спорт), пребывание в пионерских лагерях влияет на изменение гардероба детей этого возраста. Появляются школьная и пионерская формы (рис. 384) и одежда для труда, а для занятий спортом такие виды одежды, как куртки с юбками и брюками, сарафаны с блузками или трикотажными кофтами, брюки и шорты с рубашками, плащи и пальто. Костюмы этого назначения решаются в спортивном стиле (рис. 385).
В связи с изменением пропорций фигуры в пределах данной возрастной группы следует менять форму одежды и расположение линии талии.
Для одежды девочек 7—8 лет характерны свободный прямой и расширенный книзу от линии талии силуэты (рис. 381, б, в), а 9—11 лет — полуприлегающий силуэт с расширенной юбкой (рис. 382, 6).
Платья (домашние, повседневные и праздничные) и сарафаны (летние и зимние) для девочек 7—8 лет лучше всего решать с чуть завышенной линией талии, так как у них еще недостаточно определены контуры талии (см. рис. 381, 6). Однако степень завышения несколько меньше, чем в одежде детей дошкольной группы.
Для 9—10-летних девочек характерным является полу прилегающий (по линии талии) силуэт с расширенной нижней и свободной верхней частями. В таком силуэте решаются как форменные школьные, так и бытовые платья (см. рис. 382, 6).
Легкое платье обычно делают отрезным по линии талии. Вариантом такого решения может быть платье с цельнокроеным передом и отрезными бочками и спинкой. Линию талии в подобных платьях можно подчеркнуть поясом, расположенным на естественном месте талии.

Одежде девочек этой возрастной группы соответствует также силуэт почти прямой свободной формы. Он типичен для сочетания прямой блузы типа джемпера с юбкой в складку или сборку (рис. 381, в, 382, в). Этот силуэт несколько изменен по сравнению с подобным силуэтом дошкольной группы (см. рис. 376, в): его делают прямее, заниженную линию талии немного повышают, изменяя пропорции в соотношениях верха и низа.
Изменившиеся пропорции дают возможность подчеркивать заниженную линию талии различными деталями (клапанами, поясами, хлястиками, планками) или отделывать вышивкой, кантом и т. п. Верхнюю одежду решают во всех перечисленных выше силуэтах.


Основными силуэтами одежды для мальчиков младшей школьной группы являются: 1) свободный прямой и 2) свободный полуприлегающий (схваченный поясом). Основной ассортимент — рубашки, куртки, пальто в сочетании с короткими или длинными брюками, слегка суженными книзу.
Первый силуэт (рис. 383, 6) свойствен одежде мальчиков всей возрастной группы.
Для мальчиков 9, 10-летнего возраста становится приемлемой одежда полуприлегающего силуэта (рис. 383, в) в связи с тем, что фигура их значительно стройнее. Поэтому куртки, пальто, комбинезоны по линии талии оформляют поясами, хлястиками, защипами, вытачками.
Куртки и рубашки свободного покроя можно решать с кокеткой, а по низу — с хлястиками, планками, резинкой, что придает им спортивный характер.
Композиционное решение одежды приобретает большое разнообразие благодаря возможности различного членения формы по вертикалям и горизонталям, а также применению различных деталей и отделок.


МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ПОДРОСТКОВ ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ)

 

 


У девочек с 12—13 и мальчиков с 13—14 лет наступает новый период роста, который сопровождается большими изменениями пропорций. Величина головы относится к длине тела как 1: 7. у девочек становятся шире бедра и икры, появляется округлость груди и выявляется талия. у мальчиков расширяются плечи, отчего таз зрительно становится уже, а талия выявляется более четко. Руки и, особенно, ноги удлиняются, пропорции всей фигуры приближаются к пропорциям взрослых (рис. 386, а, 387, а).Жизнь подростка становится более деятельной и разнообразной. Труд приобретает более серьезное значение, чем у младших школьников. дифференцированное по профессиям производственное обучение в школах требует разработки специального ассортимента рабочей одежды (халатов, сарафанов, фартуков, комбинезонов, полукомбинезонов, курток, рис. 388).
        Туристические походы, занятия в спортивных секциях также вызывают необходимость в специальных видах одежды (спортивно-туристических комплектов, костюмов для игры в теннис, для велосипедного спорта и т. д., рис. 389). Расширяется ассортимент нарядной одежды, предназначенной для посещения музеев, выставок, театров и концертов (рис. 390).
        Изменившиеся пропорции фигуры и внешний облик подростка требуют нового подхода к моделированию одежды школьников данной возрастной группы.
Наряду с одеждой, держащейся на плечевом поясе, моделируют одежду, которая держится исключительно на поясе линии талии. Так, в гардероб подростка входит костюм: жакет
и юбка для девочек, пиджак и брюки для мальчиков. Юбки и брюки по линии талии оформляют поясами или резинками. В верхней одежде появляется полупальто.
         Одежду для девочек решают в трех характерных силуэтах (рис. 386, 6, е, а): 1) слегка прилегающий в талии, с расширенной юбкой; 2) прямой, слегка расширенный книзу (спортивного типа); 3) прямой, с поясом по линии талии (с различными вариантами юбок). Свободный покрой одежды помогает смягчать угловатость и неоформленность фигуры подростка.
        В формах платьев для девочек начинает отчетливее выявляться талия. Так, силуэт платья спортивного типа с легким напуском хорошо подчеркивает фигуру (см. рис. 386, а). Талию в платьях или блузках с юбками акцентируют различными поясами.
      Примером разработки силуэта спортивного типа может служить сочетание прямого лифа джемпера с юбкой в складку или плиссе (см. рис. 386, в).
      Силуэт одежды мальчиков можно выразить также в трех вариантах (рис. 387, 6, в, а): 1) свободный прямой; 2) свободный полуприлегающий и 3) свободный, суженный книзу.
Первые два силуэта повторяют силуэты предыдущих возрастных групп. Третья силуэтная форма является производной от очень свободного верха (куртки, рубашки) и суженной формы коротких или длинных брюк. Этот силуэт применим в одежде мальчиков, начиная с 12-летнего возраста, когда недостаточно развитые линии плечевого пояса и угловатость верхней части фигуры смягчаются своеобразной формой силуэта. В одежде мальчиков-подростков особое место занимает одежда спортивного стиля, важной конструктивной и декоративной деталью которой является кокетка (рис. 391).   

При решении композиции одежды этой возрастной группы можно вводить более сложные конструктивные линии и разнообразные детали, однако спортивный стиль должен быть ведущим в одежде любого назначения, в том числе и в нарядной (см. рис. 391).
Большое разнообразие в конструктивные решения одежды подростков вносят различные формы рукавов: покроя реглан, цельнокроенные с кокеткой, а также рубашечный покрой.
В одеж-де спортивного стиля наиболее часто применяются кокетки, накладные карманы, хлястики, пояса, металлическая и деревянная фурнитура (пуговицы), окантовка и от- строчка деталей и швов (см. рис. 391, 392).
Материалами для этой одежды являются ткани с водоотталкивающей пропиткой, поплины, рогожки, лен с лавсаном, вельвет, пестротканые полушерстяные ткани, трикотаж, искусственные мех и кожа.


МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ
ДЕТЕЙ ЮНОШЕСКОЙ ГРУППЫ (ОТ 16 до 18 ЛЕТ)


Интенсивное формирование фигуры начинается у девочек с 14, а у мальчиков с 15 лет. У девочек развивается грудь, выявляются бедра; у мальчиков четко обозначается талия.
Пропорции фигуры девушек и юношей подобны взрослым (величина головы относится к длине тела, как 1: 7,5). Но поперечные размеры меньше, чем у взрослого (рис. 393, а, 394, а). Шея, руки, ноги — длинные, тонкие, не округлившиеся, осанка тела — правильная; все это делает фигуру более стройной и легкой, чем фигура взрослого человека одинакового с ним роста.
Жизнь юношей и девушек, насыщенная учебой, спортом, трудом в гораздо большей степени, чем у детей предыдущих возрастных групп, требует создания широкого ассортимента трудовой и спортивной одежды.
Большое значение для юношества приобретает выходной нарядный костюм, предназначенный для посещения театров и концертов, участия в музыкальных и танцевальных вечерах и, наконец, для первого выпускного бала.
В современной одежде юных ясно чувствуется влияние моды взрослых. Однако черты моды имеют своеобразное выражение. Характерными ее чертами являются насыщенные по цвету ткани, четкие формы, умеренность отделки, спортивность и элегантность (рис. 395).
В одежде девушек ведущими являются следующие силуэты (рис. 393, 6, в, а): 1) прилегающий с четко выявленной талией и широкой юбкой; 2) свободный прямой с подчеркнутой талией; 3) полуприлегающий по линии талии с юбкой, расширенной от середины бедра.

Общими чертами всех силуэтов являются естественная покатость линии плеча и длина юбки до колена. Каждый силуэт отражает модное направление в одежде взрослых. 1-й силуэт имеет очень четкие и контрастные очертания плотноприлегающего лифа и расширенной юбки.
       Форму платья этого силуэта можно осуществить следующими способами:
1. Отрезной по естественной линии талии лиф формируют жесткими или полужесткими вытачками.
II. Линию отреза поднимают под грудь, укороченный лиф оформляют вытачками, защипами или сборками, а юбку — складками (односторонними или встречными), вытачками, мелкими защипами, расходящимися от естественной линии талии.
III. Укороченный лиф и юбку соединяют широким втачным поясом.
IV. Формирование силуэта осуществляют при помощи продольных линий, одновременно оформляющих прилегание лифа по фигуре и расширение юбки (покрой принцесс).
При разработке данной силуэтной формы следует учитывать рисунок и свойства ткани.
Во 2-м силуэте можно решать как платья и костюмы, так и спортивные пальто и куртки.
3-й силуэт характеризуется плавностью линий, выявляющих стройность фигуры девушки-подростка. Этот силуэт является основой при разработке нарядных платьев и пальто покроя редингот.
       В одежде девушек применимы разнообразное членение конструктивными и декоративными линиями, а также ритмическая повторяемость одних и тех же деталей в горизонтальном или вертикальном направлениях, например, накладных карманов или клапанов, располагающихся в верхней и нижней частях платья, жакета или пальто.
В связи с изменениями в телосложении меняется и форма некоторых деталей. Так, в одежде девушек распространен воротник формы стойки или хомутика. Неотъемлемой частью спортивного костюма являются трикотажные джемперы с круглыми прилегающими к шее воротниками.
Основными силуэтами одежды юноши являются (рис. 394, б, в, г): 1) свободный прямой; 2) полуприлегающий; З) расширенный вверху и сужающийся книзу.
        В ассортименте одежды юноши широко распространены костюм пидчажной формы и полупальто.
         Композиционное решение подобных костюмов (силуэт, пропорции, формы воротника, лацканов, карманов, застежки, отделка) имеет отличие от композиции мужского костюма: силуэт очень четкий, с естественной линией плеча, застежка начинается высоко, воротник и лацканы небольшие, расположение и оформление карманов самое разнообразное (рис. 396). Пальто и полупальто моделируют преимущественно в прямом силуэте. Такую же форму имеет рубашка спортивного типа, которую можно носить заправленной в брюки или навыпуск.
        Значительное разнообразие в силуэт одежды вносят хлястик и пояс. Это изменение силуэта зависит, например, от расположения пояса и от того, насколько туго он затянут (рис. 397).
         Одежду для юношей можно решать в разнообразной и сложной цветовой гамме, близкой к общепринятой модной цветовой гамме. Однако темные тона, такие как лиловый темно-коричневый, сине-черный, в данном случае неприемлемы. Большого разнообразия можно достичь, выполняя пиджаки и брюки из разных по цвету и фактуре тканей.
        Для верхних изделий широко применяют пестротканые материалы с рисунком клеток и «в елку», ткани с водоотталкивающей пропиткой. Пальто из таких тканей могут служить одновременно летним плащом, демисезонным и зимним пальто (если сделать к нему съемную подкладку из ватина или искусственного меха).


НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКИЙ КОСТЮМ

моделирование одежды для детей


Произведения народного прикладного искусства — одежда, вышивки, кружева, узорное тканье, керамика, игрушки — отличаются высоким вкусом, декоративностью и художественной образностью. Поэтому художники постоянно используют его элементы и мотивы в моделировании современной, особенно детской одежды.
При создании детского костюма можно обращаться к самым различным видам народного искусства, широко применять приемы художественного оформления изделий, свойственные разным народностям, брать отдельные элементы орнамента. Но всегда необходимо глубокое проникновение в сущность тех или иных традиций, чтобы суметь отобрать из них те, которые наиболее созвучны современности и облику детей.
Работая над использованием народных традиций, важно также, чтобы костюм оставался вполне современным по стилю.
Формы и покрой одежды. Одежда  как один из видов материальной культуры каждого народа всегда отличалась целесообразностью, многообразием форм и покроя, самобытностью и разнообразием декора.

Творческое обращение к различным видам народной одежды с традиционными формами, покроем и способами художественного оформления способствует расширению и обновлению ассортимента.

Из числа разнообразных форм русской народной одежды наибольший интерес для разработки детского легкого и верхнего платья представляют простые классические формы. К ним относятся сарафаны, передники, безрукавки, рубахи, шушпаны, тулупы. Форма и членение этих видов одежды близки основному силуэту одежды малышей ясельного, дошкольного и младшего школьного возрастов.
Классические формы сарафанов широко используются в моделировании современной детской одежды младших возрастных групп, сочетаясь с особенностями строения фигуры.
На основе покроя рубах разрабатываются оригинальные конструкции рубашек для мальчиков с цельнокроеным рукавом и ластовицей (рис. 398, а). Прямая линия плеча и рукава первоисточника, создающая на фигуре угловатую форму, в новой конструкции усовершенствована за счет плечевого шва с плавным сносом. В результате такого изменения покроя форма приобрела мягкие очертания и стала удобней.
Покрой женской рубахи с поликом (плечевой вставкой) служит основой конструкции различных видов одежды девочек — ночной сорочки, блузки, платья, пальто (см. рис. 398, в). Если плечевые вставки выполнить из ткани другой расцветки, чем все изделие, или украсить их вышивкой, то этот конструктивный элемент превратится в украшающую, декоративную деталь.
Исходя из формы покроя и отделки латышской народной одежды «рудинес» из домотканой шерстяной ткани, художниками разработан комплект из трех частей—платья, пальто и шапочки — для девочки младшего школьного возраста (рис. 398, 6). Будучи выполненным из качественно новых тканей, с творческой интерпретацией формы и покроя в соответствии с требованиями данного возраста, комплект выглядит очень современно и вместе с тем сохраняет национальный оттенок.
Колорит. Народным костюмам присущ определенный колорит. Так, в русском народном костюме преобладают различные оттенки красного цвета. В сочетаниях с белым, синим, или зеленым цветами он звучит особенно декоративно. Умело применяя эти цвета, можно создавать детские костюмы различного назначения (приложение 13), вызывающие ощущение здоровья и задора.
Колорит одежды северных народов составляют сочетания светлой гаммы теплых оттенков охристых, серебристых, белых цветов и насыщенных оранжевых с мягким коричневым и черным цветами. Эти тонкие, нежные сочетания цветов созвучны с обликом детей любого возраста. Образной выразительности костюма можно добиться количественным соединением перечисленных цветов и их оттенков.
Художественное оформление одежды. Приемы художественного оформления народной одежды отличаются большим разнообразием и имеют ярко выраженный самобытный для каждого народа характер.
Широкое применение в оформлении предметов народного быта, в том числе и одежды, имело искусство выживания, кружевоплетения, узорного ткачества, вязания, набойки. Красочности и выразительности народного костюма достигали цветом и характером исполнения отделки (вышитые и вытканные узоры, набивные рисунки, кружевные полоски канты, настроченные ленты и тесьма), соблюдением определенных пропорций и ритма, ее расположением в одежде. Например, орнаментальные узоры на переднике, рубахе, сарафане или шушпане располагали так, чтобы они акцентировали наиболее заметные участки одежды (низ и перед изделия, плечи, наружные стороны рукавов). Иногда отделкой подчеркивали только ворот и нижние края рукавов. Нередко декоративную нагрузку несли соединительные швы, подчеркивающие одновременно красоту формы. Тот или иной способ украшения был связан со структурой (переплетением) и фактурой материала. Например, одежду из льняных и хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения украшали способом ткачества или вышивкой по счету нитей; верхнюю одежду из плотных ворсистых шерстяных тканей отделывали аппликацией из цветного сукна или тонкой кожи, а также шерстяным шнуром, кистями, мехом.
Украшением одежды народов Севера, сшитой из различного меха, служит инкрустация, или вышивка способом аппликации, выполняемой из цветной кожи, меха или сукна в форме геометрического орнамента. Особую нарядность и выразительность костюму из пушистого или гладкого меха придает отделка цветным бисером. Им украшают головные уборы, обувь, рукавицы.
Все эти традиционные приемы оформления широко применяются художниками при создании детской одежды (приложение 14).
Большую выразительность и индивидуальность придает детской одежде отделка владимирской вышивкой . Этот вид отделки отличают яркие, сочные сочетания красного, зеленого, желтого и синего цветов, своеобразные формы орнамента, выполненного в стилизованной форме цветов, деревьев, плодов, птиц и т. д.
Интересная, разнообразная фактура этой вышивки и сравнительно несложное выполнение дают возможность широко применять ее в современной детской одежде любого возраста.
Интересным элементом оформления детской одежды являются русские кружева.
Разнообразие и богатство узоров, выразительность стилизованных форм и высокая декоративность отличают вологодские кружева.
Примером может служить летний костюм для девочки-подростка из льняного полотна ярко-желтого цвета с белоснежным кружевом традиционного рисунка «речка» (приложение 15, фигура справа).
Иными выразительными качествами обладают рязанские кружева, создаваемые в Михайловском народно—художественном промысле. Их декоративность выражена не столько в рисунке, сколько в сочных, ярких сочетаниях цветов. Красочный колорит, незатейливый, но разнообразный узор этих кружев придают детским изделиям нарядность и живописность (приложение 15, фигуры внизу).
В настоящее время трудоемкие и поэтому дорогостоящие виды ручной отделки стало возможным перенести на ткани,
* Владимирская вышивка известна также под названием мастерской. Художниками из поселка Мстера Владимирской области одного из крупных центров русского народного искусства — разрабатываются новые рисунки и выполняются владимирскими швами различные изделия Подробнее познакомиться с владимирской вышивкой можно по альбому «Владимирские швы» (М., Госместпромиздат, 1962 г.).
тесьму, ленты путем набивки рисунка на ткань или механического ткачества, что позволило применять их в массовом производстве детской одежды.
Примером могут служить новые отделочные материалы — узорная тесьма, цветная бахромка, шнур, вьюнчик (см. приложение 13, 14). Так, узорная шерстяная лента с орнаментом чукчей и эскимосов настроченная по низу шубки, прекрасно сочетается с пушистым искусственным мехом.
Широкое применение мотивов народного орнамента в оформлении современной одежды детей объясняется тем, что помимо своей исключительной красочности народный орнамент обладает четким, обобщенно-условным выражением образов растительного и животного мира. Эта условная геометризация образов живой природы вместе с условностью цвета делает орнамент декоративным, выразительным и доступным восприятию детей: если внимательно всмотреться в традиционные изображения петуха, коня, дерева, цветка или фигурки человека в народных вышивках, кружевах, ткацких узорах, то нетрудно заметить их большое сходство с рисунками детей (Приложение 16). Поэтому для украшения детской одежды часто используют отдельные мотивы народного орнамента без какой-либо переработки.
Отечественная текстильная промышленность выпускает немало тканей по образцам известных народных набоек, таких как ивановские ситцы и сатины с традиционно-русским цветочным рисунком или кашемировые легкие ткани с печатным узором в характере так называемых павловских платков. Интересным способом решения тканей является ее оформление изображениями народных игрушек дымковских глиняных коней-свистулек или деревянных матрешек чрезвычайно самобытных по цвету и забавных по содержанию. Все эти ткани сами по себе могут служить для модельера основными исходными мотивами творчества.
Народный костюм - это сложный комплекс, состоящий из нескольких частей. В костюме каждого народа есть свои отличия в деталях дополняющих одежду (головные уборы, пояса, рукавицы, обувь, чулки). Такие детали могут органично входить в современный детский костюм, дополнять одежду, придавать ей выразительность и общую завершенность ансамбля (см. Приложение 14).
Таким образом, изучение принципов использования различных элементов прикладного народного искусства в современной детской одежде позволяет сделать следующие выводы:
1. Народное искусство во всем своем многообразии является школой хорошего вкуса, образцом высокого мастерства для специалистов занимающихся разработкой и созданием моделей одежды. Обращение к народному искусству как творческому источнику совершенствует профессиональные знания художников и модельеров, развивает искусство моделирования костюма, обогащает его художественно-выразительные средства.
2. Рациональные и художественные элементы народной одежды не теряют своего значения сегодня и дают богатый материал, способный направить художника на путь новых творческих исканий.
3. Выработанные в процессе длительного времени художественные приемы оформления одежды и ее дополнений остаются жизненными в наше время и имеют тенденцию нового развития.
4. Использование художниками в оформлении тканей и одежды ярких, самобытных национальных художественных традиций способствует эстетическому воспитанию детей, развивает их вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

1 2