АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

1 2

ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ АНСАМБЛЯ

форма и объем в одежде форма и объем в одежде
Для ансамбля, состоящего из предметов верхней и легкой одежды, обязательна согласованность, соподчиненность форм и их объемов. Схематически такая соподчиненность представлена на рис. 351. Ансамбль состоит из трех частей: платья, жакета и пальто, разработанных в   од н о й форме — полуприлегающей с небольшим расширением книзу. При таком п о д о б  и и    форм каждая часть ансамбля, последовательно надеваемая одна на другую, должна быть объемнее предыдущей. Это исключает деформацию какой-либо части комплекта и сохраняет необходимый силуэт.
Комплект можно составлять из одежды р а з н ы х форм и объемов; при этом также следует соблюдать правило согласованности форм. На рис. 352, а и б левая половина схем иллюстрирует соподчиненность форм платья и пальто, силуэт которых имеет явные отличия. В схеме (рис. 352, а) эта подчиненность представлена подобием объемов платья и пальто, при котором взаимосвязанность комплектуемых изделий очевидна. В схеме (рис. 352, 6) разность объемов платья и пальто выражена контрастней; подчиненность формы меньшего по объему платья форме и объему пальто определяет их тесную связь, В обоих случаях — это комплекты. Платья и пальто, изображенные в правой половине схем, нельзя считать комплектами, так как несовместимость форм и объемов юбки платья и соответствующей ей части пальто в первом случае и резкое отличие этих же характеристик лифа платья с цельнокроенным рукавом и соответствующих частей пальто — во втором — исключают совмещение этих видов одежды. Чем резче, контрастнее внешние отличия форм и объемов одежды, сочетающейся в одном ансамбле, тем своеобразнее, динамичнее его облик.
контраст в одежде контраст в одежде
Ко н т р а с т — один из приемов художественного решения, с помощью которого можно добиться значительной выразительности ансамбля. Характерным примером подобных решений являются пальто или накидки летящего силуэта в комбинации с малообъемным, облегающим фигуру платьем или комбинезоном (рис. 353, 354).
Таким образом, основными приемами решения к о м п о з и ц и и ансамбля верхней одежды и легкого платья являются сочетание изделий одной формы и одного объема, разных форм, не отличающихся резко своими объемами, и изделий, имеющих контрастные формы.
Единство конструкции.
единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

Решения, основанные на принципе единства конструкции, зависят от конкретных видов одежды, составляющих тот или иной ансамбль и от конструктивных приемов, характерных для данного направления моды. Простейшим решением является повторение одних и тех же конструктивных линий. Таким способом достигается, например, единство комплектующихся моделей в ансамбле, состоящем из платья и пальто (рис. 355).
Более сложным приемом является использование отдельных конструктивных линий или элементов конструкции одного изделия для формообразования другого. Здесь происходит своего рода разработка, в а р ь и р о в а н и е конструкции, а не прямое ее повторение. Таково, например, решение комплекта, представленного на рис. 356. Основной элемент конструктивного решения пальто — кокетка с цельнокроеным рукавом — разработан применительно к построению легкого платья. Линия кокетки в платье несколько выше, чем в пальто, изменены форма и размер кокетки; вертикальные линии вытачек сильно удлинены. В таком виде платье и пальто составляют единое целое.
На рис. 357 показан ансамбль, в котором варьируют три конструктивные элемента: втачной рукав с погоном, втачной пояс и подкройной бочок. В пальто широкий погон рукава подчеркнут строчкой, верхний срез пояса расположен на уровне линии талии, линия бочка — спрямленная. В платье погон несколько уже, пояс выше и уже, линия бочка — более выгнута.
Единство деталей и отделки.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

Важным принципом создания ансамбля является разработка одной детали или декоративного элемента, общих для всех частей ансамбля.Таковы решения спортивного ансамбля для зимнего отдыха и элегантного весенне-летнего комплекта (рис. 358, 359). В первом варьируется расположение декоративного элемента застежки; во втором связующим звеном является отделка узорной тесьмой.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде
Примером разработки одной детали служит ансамбль, состоящий из костюма и пальто (рис. 360). Характерные детали пальто — большие воротник с лацканами и накладные карманы — использованы и в костюме, но в меньших размерах и в иной взаимосвязи с конструкцией и формой.
При решении ансамбля одежды могут быть использованы одновременно одни и те же конструктивные линии, детали и отделки, в том числе и одинаковая фурнитура (рис. 361).
Общность материалов. Нередко ансамбль строят, используя для выполнения входящей в него одежды о д н у  и  т у ж е ткань. Примером могут служить платье и пальто, выполненные из шерстяного твида (рис. 362).
Связь предметов одежды может быть осуществлена также посредством использования д в у х р а з л и ч н ы х материалов. Этот способ является более динамичным, так как он допускает большое разнообразие решений ансамбля. В практике моделирования сложилось четыре приема художественного решения ансамбля, основанных на применении двух разных, но гармонирующих между собой материалов.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

1. В комплекте, состоящем из трех и более частей, две части выполняют из одной и той же ткани (рис. 363). Здесь в пальто и жилете использована однотонная ткань, которая хорошо сочетается с тканью платья и головного убора.
2. Одна из частей ансамбля решена в комбинации двух различных материалов, для выполнения другой части взят один из них. На рис. 364 представлены комбинированное платье из искусственной кожи и шерстяной плотной ткани «в елочку», кожаное пальто и такой же головной убор, составляющие вместе с платьем законченный ансамбль.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

3. Оба примененные в ансамбле материала использованы в каждой модели одежды. Этот принцип находит особенно широкое применение в моделировании ансамблей одежды из двухсторонних тканей или тканей-компонентов, решенных в едином колорите, но оформленных различно (гладкие с узорными, клетки или горох крупного масштаба с таким же рисунком мелкого масштаба и т. п.).
На рис. 365 показано решение платья и пальто, в которых использованы обе стороны по-разному оформленного материала; на рис. 366 представлен костюм из трех частей, выполненный из тканей-компаньонов. Обе ткани — гладкая однотонная и рельефная с геометрическим узором — входят в композицию каждой части этого комплекта.4. Применение ткани для выполнения одного из изделий ансамбля и использование ее в качестве подкладки в другом. Этот способ не только объединяет все части, но и придает законченность всему комплекту. Таковы решения ансамблей, изображенных на рис. 367, 368.

ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ АНСАМБЛЯ


Ансамбль, состоящий из нескольких предметов одежды и дополнений, представляет собой сложный комплекс. Все части ансамбля должны быть объединены гармонией фактур и красок материалов.
При создании ансамбля конкретного назначения прежде всего необходимо выбрать фактуру и цвет основной его части — одежды, которые являются исходным началом в подборе материалов для аксессуаров (дополнений).
Рассмотрим пример, изображенный в приложении 10 (фигура слева). Ансамбль для улицы решен в одном цвете — черном, однако все его предметы выполнены из разных материалов с различной фактурой, отчего один и тот же цвет приобретает разные оттенки. Матовая, несколько шероховатая поверхность драпа пальто служит фоном пояса из глянцевитой кожи, таким же пуговицам и перчаткам. Блестящий, длинноволосый мех шапки оттеняет лицо и гармонирует с атласной фактурой шейного платка. Глубокий черный цвет замшевых сапожек обогащает общую гамму оттенков.
На степень художественной выразительности ансамбля в значительной степени влияют также форма и размер предметов, входящих в ансамбль, т. е. количественное соотношение фактур. Эта зависимость распространяется и на колористическую характеристику материалов. В выборе колористического решения ансамбля слёдует исходить из того, что
1) главными тонами в ансамбле являются тона одежды, которые дополняются гармонирующими с ними цветами различных аксессуаров; 2) гармония цветов может быть тональной, когда основные цвета одежды развиваются различными их оттенками в дополнениях, и контрастной, когда подбор цветов дополнений основан на принципе контраста одежды но цвету.
Рассмотрим несколько примеров.
1. Комбинация основного цвета одежды с белым или черным цветами в дополнениях. Тона главной части ансамбля одежды могут быть светлые пастельные или, наоборот, интенсивные, звучные. Пример подобных решений показан в приложении 10 (фигура справа).
2. Комбинация цвета одежды с белым и черным в дополнениях. Этот прием колористического решения ансамбля не  менее выразителен, чем предыдущий. Он основан на решении одной части аксессуаров в белом цвете, другой—в черном.
Представить это решение можно на том же примере, заменив мысленно часть дополнений белого цвета на черные или наоборот. Например, берет, шарф и перчатки — белые, гетры и туфли — черные.
З. Комбинация интенсивного цвета с белым в основной части ансамбля и в дополнениях. Этот прием основан на сочетании интенсивного хроматического цвета с ахроматическим белым, при котором оба цвета становятся более звучными. Цельность колористического решения всего ансамбля, его гармония достигается решением аксессуаров в той же комбинации цветов, что и в комплекте одежды. Таким способом создан ансамбль (приложение 11, фигура слева), в котором интенсивный синий цвет пальто в соединении с белым цветом сарафана и свитера поддерживается той же колористической комбинацией в дополнениях.
4. Комбинация интенсивного цвета с черным  в основной части ансамбля и в дополнениях.     
Эта схема построения ансамбля является вариантом предыдущей и основана на принципе взаимодействия ярко выраженного хроматического цвета с ахроматическим черным. В ансамбле, решенном таким. образом (приложение 11, фигура справа), красный цвет брючного костюма в дополнениях имеет другой оттенок. Необходимость придать тональный нюанс туфлям и поясу вызвана стремлением избежать однообразной монотонности красного цвета, который составляет в данном ансамбле большую часть. Благодаря этому достигнута целостность решения ансамбля.
5. Комбинация тональных цветов одежды и дополнений. Этот прием колористического решения, основанный на сочетании родственных цветов, можно назвать живописным, так как цвета, использованные в ансамбле, развиваются в многообразных по насыщенности и светлоте оттенках. Выбрав соответствующую гамму цвета, можно создать ансамбли, подчеркивающие красочность осенней природы, яркую экзотику южного лета или цветовую сдержанность зимнего пейзажа.
Рисунки приложения 12 иллюстрируют тональное решение одежды и дополнений. Так, пляжный ансамбль построен на двух ярких цветах: лимонно-желтом и оранжево-красном. Последний является активным фоном набивной ткани с рисунком желтого цвета. Оба цвета варьируются в оттенках дополнений — обуви и шляпы.
Нарядный ансамбль для улицы построен на сочетании золотистых, охристо-коричневых тонов одежды и аксессуаров (приложение 12, фигура слева). Фактура материалов (набивная хлопчатобумажная рогожка, гладкий лен и плетеная соломка — в пляжном ансамбле; рельефная структура ткани юбки и жилета, матовый блеск шелка блузки и бархатистый велюр шляпы — в городском ансамбле) не только обогащает общий колорит ансамбля, но и выявляет конкретное назначение каждой его части.
6. Комбинация контрастных цветов одежды и дополнений. Здесь можно выделить два основных приема.
1) один из цветов — большей по площади части комплекта одежды — неяркий, малонасыщенный, другие — яркие, насыщенные (приложение 12, фигура справа). Куртка и брюки, составляющие основную часть туристического костюма,— спокойного малонасыщенного синего цвета. Блуза, платок и носки — кораллово-красные; туфли, пояс и рюкзак — насыщенного зеленого цвета холодного оттенка. Общий красочный колорит ансамбля, построенный на гармонии сильных контрастных пятен в дополнениях, особенно звучен на фоне природы. Сочетание разных рисунков на тканях и фактур придает всему ансамблю ощутимую динамику.
2) все цвета — насыщенные, яркие (приложение 12, фигура сверху). Соединение ярких, насыщенных цветов в комплекте одежды пляжного ансамбля поддерживается такой же комбинацией в аксессуарах. Звучность сине-голубого цвета купальника усиливается контрастным оранжевым цветом пояса и бейки, а халат яркого желтого цвета сочетается с сине-голубыми плавками, платком и туфлями.

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

1 2