јЌ—јћЅЋ№ ¬ ќƒ≈∆ƒ≈

1 2

ѕ–»Ќ÷»ѕџ –≈Ў≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќќ… „ј—“» јЌ—јћЅЋя

форма и объем в одежде форма и объем в одежде
ƒл€ ансамбл€, состо€щего из предметов верхней и легкой одежды, об€зательна согласованность, соподчиненность форм и их объемов. —хематически така€ соподчиненность представлена на рис. 351. јнсамбль состоит из трех частей: плать€, жакета и пальто, разработанных в   од н о й форме — полуприлегающей с небольшим расширением книзу. ѕри таком п о д о б  и и    форм кажда€ часть ансамбл€, последовательно надеваема€ одна на другую, должна быть объемнее предыдущей. Ёто исключает деформацию какой-либо части комплекта и сохран€ет необходимый силуэт.
 омплект можно составл€ть из одежды р а з н ы х форм и объемов; при этом также следует соблюдать правило согласованности форм. Ќа рис. 352, а и б лева€ половина схем иллюстрирует соподчиненность форм плать€ и пальто, силуэт которых имеет €вные отличи€. ¬ схеме (рис. 352, а) эта подчиненность представлена подобием объемов плать€ и пальто, при котором взаимосв€занность комплектуемых изделий очевидна. ¬ схеме (рис. 352, 6) разность объемов плать€ и пальто выражена контрастней; подчиненность формы меньшего по объему плать€ форме и объему пальто определ€ет их тесную св€зь, ¬ обоих случа€х — это комплекты. ѕлать€ и пальто, изображенные в правой половине схем, нельз€ считать комплектами, так как несовместимость форм и объемов юбки плать€ и соответствующей ей части пальто в первом случае и резкое отличие этих же характеристик лифа плать€ с цельнокроенным рукавом и соответствующих частей пальто — во втором — исключают совмещение этих видов одежды. „ем резче, контрастнее внешние отличи€ форм и объемов одежды, сочетающейс€ в одном ансамбле, тем своеобразнее, динамичнее его облик.
контраст в одежде контраст в одежде
 о н т р а с т — один из приемов художественного решени€, с помощью которого можно добитьс€ значительной выразительности ансамбл€. ’арактерным примером подобных решений €вл€ютс€ пальто или накидки лет€щего силуэта в комбинации с малообъемным, облегающим фигуру платьем или комбинезоном (рис. 353, 354).
“аким образом, основными приемами решени€ к о м п о з и ц и и ансамбл€ верхней одежды и легкого плать€ €вл€ютс€ сочетание изделий одной формы и одного объема, разных форм, не отличающихс€ резко своими объемами, и изделий, имеющих контрастные формы.
≈динство конструкции.
единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

–ешени€, основанные на принципе единства конструкции, завис€т от конкретных видов одежды, составл€ющих тот или иной ансамбль и от конструктивных приемов, характерных дл€ данного направлени€ моды. ѕростейшим решением €вл€етс€ повторение одних и тех же конструктивных линий. “аким способом достигаетс€, например, единство комплектующихс€ моделей в ансамбле, состо€щем из плать€ и пальто (рис. 355).
Ѕолее сложным приемом €вл€етс€ использование отдельных конструктивных линий или элементов конструкции одного издели€ дл€ формообразовани€ другого. «десь происходит своего рода разработка, в а р ь и р о в а н и е конструкции, а не пр€мое ее повторение. “аково, например, решение комплекта, представленного на рис. 356. ќсновной элемент конструктивного решени€ пальто — кокетка с цельнокроеным рукавом — разработан применительно к построению легкого плать€. Ћини€ кокетки в платье несколько выше, чем в пальто, изменены форма и размер кокетки; вертикальные линии вытачек сильно удлинены. ¬ таком виде платье и пальто составл€ют единое целое.
Ќа рис. 357 показан ансамбль, в котором варьируют три конструктивные элемента: втачной рукав с погоном, втачной по€с и подкройной бочок. ¬ пальто широкий погон рукава подчеркнут строчкой, верхний срез по€са расположен на уровне линии талии, лини€ бочка — спр€мленна€. ¬ платье погон несколько уже, по€с выше и уже, лини€ бочка — более выгнута.
≈динство деталей и отделки.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

¬ажным принципом создани€ ансамбл€ €вл€етс€ разработка одной детали или декоративного элемента, общих дл€ всех частей ансамбл€.“аковы решени€ спортивного ансамбл€ дл€ зимнего отдыха и элегантного весенне-летнего комплекта (рис. 358, 359). ¬ первом варьируетс€ расположение декоративного элемента застежки; во втором св€зующим звеном €вл€етс€ отделка узорной тесьмой.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде
ѕримером разработки одной детали служит ансамбль, состо€щий из костюма и пальто (рис. 360). ’арактерные детали пальто — большие воротник с лацканами и накладные карманы — использованы и в костюме, но в меньших размерах и в иной взаимосв€зи с конструкцией и формой.
ѕри решении ансамбл€ одежды могут быть использованы одновременно одни и те же конструктивные линии, детали и отделки, в том числе и одинакова€ фурнитура (рис. 361).
ќбщность материалов. Ќередко ансамбль стро€т, использу€ дл€ выполнени€ вход€щей в него одежды о д н у  и  т у ж е ткань. ѕримером могут служить платье и пальто, выполненные из шерст€ного твида (рис. 362).
—в€зь предметов одежды может быть осуществлена также посредством использовани€ д в у х р а з л и ч н ы х материалов. Ётот способ €вл€етс€ более динамичным, так как он допускает большое разнообразие решений ансамбл€. ¬ практике моделировани€ сложилось четыре приема художественного решени€ ансамбл€, основанных на применении двух разных, но гармонирующих между собой материалов.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

1. ¬ комплекте, состо€щем из трех и более частей, две части выполн€ют из одной и той же ткани (рис. 363). «десь в пальто и жилете использована однотонна€ ткань, котора€ хорошо сочетаетс€ с тканью плать€ и головного убора.
2. ќдна из частей ансамбл€ решена в комбинации двух различных материалов, дл€ выполнени€ другой части вз€т один из них. Ќа рис. 364 представлены комбинированное платье из искусственной кожи и шерст€ной плотной ткани «в елочку», кожаное пальто и такой же головной убор, составл€ющие вместе с платьем законченный ансамбль.

единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде единство конструкции в одежде

3. ќба примененные в ансамбле материала использованы в каждой модели одежды. Ётот принцип находит особенно широкое применение в моделировании ансамблей одежды из двухсторонних тканей или тканей-компонентов, решенных в едином колорите, но оформленных различно (гладкие с узорными, клетки или горох крупного масштаба с таким же рисунком мелкого масштаба и т. п.).
Ќа рис. 365 показано решение плать€ и пальто, в которых использованы обе стороны по-разному оформленного материала; на рис. 366 представлен костюм из трех частей, выполненный из тканей-компаньонов. ќбе ткани — гладка€ однотонна€ и рельефна€ с геометрическим узором — вход€т в композицию каждой части этого комплекта.4. ѕрименение ткани дл€ выполнени€ одного из изделий ансамбл€ и использование ее в качестве подкладки в другом. Ётот способ не только объедин€ет все части, но и придает законченность всему комплекту. “аковы решени€ ансамблей, изображенных на рис. 367, 368.

ѕ–»Ќ÷»ѕџ –≈Ў≈Ќ»я јЌ—јћЅЋя


јнсамбль, состо€щий из нескольких предметов одежды и дополнений, представл€ет собой сложный комплекс. ¬се части ансамбл€ должны быть объединены гармонией фактур и красок материалов.
ѕри создании ансамбл€ конкретного назначени€ прежде всего необходимо выбрать фактуру и цвет основной его части — одежды, которые €вл€ютс€ исходным началом в подборе материалов дл€ аксессуаров (дополнений).
–ассмотрим пример, изображенный в приложении 10 (фигура слева). јнсамбль дл€ улицы решен в одном цвете — черном, однако все его предметы выполнены из разных материалов с различной фактурой, отчего один и тот же цвет приобретает разные оттенки. ћатова€, несколько шероховата€ поверхность драпа пальто служит фоном по€са из гл€нцевитой кожи, таким же пуговицам и перчаткам. Ѕлест€щий, длинноволосый мех шапки оттен€ет лицо и гармонирует с атласной фактурой шейного платка. √лубокий черный цвет замшевых сапожек обогащает общую гамму оттенков.
Ќа степень художественной выразительности ансамбл€ в значительной степени вли€ют также форма и размер предметов, вход€щих в ансамбль, т. е. количественное соотношение фактур. Ёта зависимость распростран€етс€ и на колористическую характеристику материалов. ¬ выборе колористического решени€ ансамбл€ слЄдует исходить из того, что
1) главными тонами в ансамбле €вл€ютс€ тона одежды, которые дополн€ютс€ гармонирующими с ними цветами различных аксессуаров; 2) гармони€ цветов может быть тональной, когда основные цвета одежды развиваютс€ различными их оттенками в дополнени€х, и контрастной, когда подбор цветов дополнений основан на принципе контраста одежды но цвету.
–ассмотрим несколько примеров.
1.  омбинаци€ основного цвета одежды с белым или черным цветами в дополнени€х. “она главной части ансамбл€ одежды могут быть светлые пастельные или, наоборот, интенсивные, звучные. ѕример подобных решений показан в приложении 10 (фигура справа).
2.  омбинаци€ цвета одежды с белым и черным в дополнени€х. Ётот прием колористического решени€ ансамбл€ не  менее выразителен, чем предыдущий. ќн основан на решении одной части аксессуаров в белом цвете, другой—в черном.
ѕредставить это решение можно на том же примере, заменив мысленно часть дополнений белого цвета на черные или наоборот. Ќапример, берет, шарф и перчатки — белые, гетры и туфли — черные.
«.  омбинаци€ интенсивного цвета с белым в основной части ансамбл€ и в дополнени€х. Ётот прием основан на сочетании интенсивного хроматического цвета с ахроматическим белым, при котором оба цвета станов€тс€ более звучными. ÷ельность колористического решени€ всего ансамбл€, его гармони€ достигаетс€ решением аксессуаров в той же комбинации цветов, что и в комплекте одежды. “аким способом создан ансамбль (приложение 11, фигура слева), в котором интенсивный синий цвет пальто в соединении с белым цветом сарафана и свитера поддерживаетс€ той же колористической комбинацией в дополнени€х.
4.  омбинаци€ интенсивного цвета с черным  в основной части ансамбл€ и в дополнени€х.     
Ёта схема построени€ ансамбл€ €вл€етс€ вариантом предыдущей и основана на принципе взаимодействи€ €рко выраженного хроматического цвета с ахроматическим черным. ¬ ансамбле, решенном таким. образом (приложение 11, фигура справа), красный цвет брючного костюма в дополнени€х имеет другой оттенок. Ќеобходимость придать тональный нюанс туфл€м и по€су вызвана стремлением избежать однообразной монотонности красного цвета, который составл€ет в данном ансамбле большую часть. Ѕлагодар€ этому достигнута целостность решени€ ансамбл€.
5.  омбинаци€ тональных цветов одежды и дополнений. Ётот прием колористического решени€, основанный на сочетании родственных цветов, можно назвать живописным, так как цвета, использованные в ансамбле, развиваютс€ в многообразных по насыщенности и светлоте оттенках. ¬ыбрав соответствующую гамму цвета, можно создать ансамбли, подчеркивающие красочность осенней природы, €ркую экзотику южного лета или цветовую сдержанность зимнего пейзажа.
–исунки приложени€ 12 иллюстрируют тональное решение одежды и дополнений. “ак, пл€жный ансамбль построен на двух €рких цветах: лимонно-желтом и оранжево-красном. ѕоследний €вл€етс€ активным фоном набивной ткани с рисунком желтого цвета. ќба цвета варьируютс€ в оттенках дополнений — обуви и шл€пы.
Ќар€дный ансамбль дл€ улицы построен на сочетании золотистых, охристо-коричневых тонов одежды и аксессуаров (приложение 12, фигура слева). ‘актура материалов (набивна€ хлопчатобумажна€ рогожка, гладкий лен и плетена€ соломка — в пл€жном ансамбле; рельефна€ структура ткани юбки и жилета, матовый блеск шелка блузки и бархатистый велюр шл€пы — в городском ансамбле) не только обогащает общий колорит ансамбл€, но и вы€вл€ет конкретное назначение каждой его части.
6.  омбинаци€ контрастных цветов одежды и дополнений. «десь можно выделить два основных приема.
1) один из цветов — большей по площади части комплекта одежды — не€ркий, малонасыщенный, другие — €ркие, насыщенные (приложение 12, фигура справа).  уртка и брюки, составл€ющие основную часть туристического костюма,— спокойного малонасыщенного синего цвета. Ѕлуза, платок и носки — кораллово-красные; туфли, по€с и рюкзак — насыщенного зеленого цвета холодного оттенка. ќбщий красочный колорит ансамбл€, построенный на гармонии сильных контрастных п€тен в дополнени€х, особенно звучен на фоне природы. —очетание разных рисунков на ткан€х и фактур придает всему ансамблю ощутимую динамику.
2) все цвета — насыщенные, €ркие (приложение 12, фигура сверху). —оединение €рких, насыщенных цветов в комплекте одежды пл€жного ансамбл€ поддерживаетс€ такой же комбинацией в аксессуарах. «вучность сине-голубого цвета купальника усиливаетс€ контрастным оранжевым цветом по€са и бейки, а халат €ркого желтого цвета сочетаетс€ с сине-голубыми плавками, платком и туфл€ми.

јЌ—јћЅЋ№ ¬ ќƒ≈∆ƒ≈

1 2