ѕЋј“№≈ ƒЋя ƒ≈¬ќ„ » ƒќЎ ќЋ№Ќќ√ќ ¬ќ«–ј—“ј (ќ—Ќќ¬ј)

1 2 3


¬ этом разделе даетс€ раскрой основы плать€ дл€ дошкольницы (рис.4).

»змен€€ отдельные части выкройки в соответствии с выбранным †фасоном и использу€ нужные размеры, можно построить выкройку любого фасона плать€ девочки-дошкольницы. ƒл€ этого возраста рекомендуетс€ делать плать€ на круглой или пр€мой кокетке пр€мые или расклешенные книзу. “кань †лучше всего брать м€гкую, прочную, легко стирающуюс€, €рких красочных тонов.
ƒл€ построени€ чертежа выкройки плать€, дл€ девочки дошкольного возраста (размер 28) необходимо сн€ть следующие мерки
длина плать€ 46 см; длина спины до талии 24см ; длинаплеча 9см; полуокружность шеи 12,5см; полуокружность груди 28см; длина рукава 28см.
ѕостроение чертежа выкройки (рис. 5)
¬ычерчиваем пр€моугольник ј¬—ƒ, вертикальные линии которого јƒ и ¬— равны 46 см Ч длине плать€ по мерке, а горизонтальные линии ј¬ и —ƒ, составл€ющие ширину плать€, равны 37 см (полуокружность груди по мерке плюс 9 см дл€ всех размеров)
28 + 9 = 37 см.
√лубина проймы. ќт точки ј вниз по. линии јƒ откладываем 15,3 см и ставим точку √ (1/3 полуокружности груди по мерке плюс б см дл€ всех размеров):
28 : « + б = 15,3 см
»з точки √ вправо проводим горизонтальную линию до пересечени€ с линией ¬—. “очку пересечени€ обозначаем √1.
Ћини€ талии. ќт точки ј по линии јƒ откладываем 24 см (длина спины до талии по мерке) и ставим точку “.
ќт точки “ проводим вправо горизонтальную линию до пересечени€ с линией ¬—. “очку пересечени€ обозначаем “1.
Ўирина спины. ќт точки √ вправо по линии √√1 откладываем 13,3 см и ставим точку √2 (1/3 полу-окружности груди по мерке плюс 4 см дл€ всех размеров):
28 : « + 4 = 13,3 см.
»з точки √2 восстанавливаем перпендикул€р до пересечени€ с линией ј¬; точку пересечени€ обозначаем ѕ.
Ўирина проймы. ќт точки √2 вправо по линии √√1 откладываем 9 см и ставим точку √3 (1/4 полуокружности груди по мерке плюс 2 см дл€ всех размеров):
28 : 4 + 2 = 9 см.
»з точки √3 восстанавливаем перпендикул€р до пересечени€ с линией ј¬; точки пересечени€ обозначаем ѕ1.
ѕодъем полочки. »з точек ѕ1 и ¬ проводим вертикальные линии вверх на 2 см (дл€ всех размеров) и ставим точки ѕ2 и Ў. “очки ѕ2 и Ў соедин€ем.

Ћини€ бока. ќт точки √2 вправо по линии √√1 откладываем « см (дл€ всех размеров) и ставим точку √4. »з точки √4 опускаем перпендикул€р до пересечени€ с линией —ƒ; точку пересечени€ обозначаем Ќ. “очку пересечени€ с линией ““1 обозначаем “2.
¬спомогательные точки линии плеча и проймы. Ћинию ѕ√2 делим на четыре равные части, а линию ѕ1√3 делим на три равные части.
«акончив вспомогательные построени€, приступаем к вычерчиванию спины, а затем переда.
—пина
¬ырез горловины. ќт точки ј вправо по линии ј¬ откладываем 4,7 см (1/3 полуокружности шеи по мерке плюс 0,5 см дл€ всех размеров):
12,5:3+0,5=4,7 см.
ќт точки 4,7 вверх под пр€мым углом к линии ј¬ откладываем 1,5 см (дл€ всех размеров). “очки ј и 1,5 соедин€ем вогнутой линией.
Ќаклон плеча. ќт точки ѕ вниз под пр€мым углом к линии ј¬ откладываем 1,5 см (дл€ всех размеров).
Ћини€ плеча. Ћинию плеча проводим через точки 1,5 (горловина) и 1,5 (наклон плеча). длина этой линии равна 10 см (длина плеча по мерке плюс 1 см на посадку дл€ всех размеров):
9+1 = 10 см.
Ћини€ проймы. ƒелим угол ѕ√2√4 пополам пунктирной.линией и на ней от точки √2 откладываем 2,5 см. »з точки √4 линию бока продолжаем вверх на 0,5 см (дл€ всех размеров). ќт точки 10 через среднюю точку делени€ линии ѕ√2 и точку 2,5 проводим к точке 0,5 вогнутую линию, образующую линию проймы.
Ѕоковой шов. ќт точки “2 вправо по линии ““1 откладываем 1 см (дл€ всех размеров). Ћинию бокового шва проводим через точки 0,5, √4, 1 до пересечени€ с линией —ƒ. “очку пересечени€ обозначаем Ќ1. ќт точки Ќ1 вверх откладываем .1 см. (дл€ всех размеров).
ќформление линии низа. –ассто€ние ƒЌ делим пополам и точку делени€ соедин€ем с точкой 1.
ѕостроение чертежа спины закончено. ѕриступаем к построению переда.
ѕеред
¬ырез горловины. ќт точки Ў влево по линии Ўѕ2 откладываем 4,7 см (1/3 полуокружности шеи по мерке плюс 0,5 см дл€ всех размеров):
12,5 - « + 0,5 = 4,7 см.
ќт точки Ў вниз по линии Ў— откладываем 5,2 см - (1/3 полуокружности шеи по мерке плюс 1 см дл€ всех размеров):
12,5 : « + 1 = 5,2 см.
“очки 4,7 и 5,2 соедин€ем пунктирной линией, делим ее пополам и от точки Ў через точку делени€ пунктирной линии откладываем 4,7 см. ќт точки 4,7 через точку 4,7 к точке 5,2 проводим вогнутую линию.
Ќаклон плеча. ќт точки ѕ2 вниз по линии ѕ2√3 откладываем « см (дл€ всех размеров)
Ћини€ плеча. “очку 4,7 (верхн€€ точка горловины) и точку « (наклон плеча) соедин€ем. «атем от точки 4,7 влево по наклону откладываем 9 см (длину
плеча по мерке).
Ћини€ проймы. ”гол ѕ1√3√4 делим пополам пунктирной линией и откладываем на ней от точки √3 2 см. ќт верхней точки делени€ линии ѕ1√3 откладываем вправо 0,5 см. ѕлавной линией соедин€ем точки 9, 0,5, нижнюю точку делени€ линии ѕ1 √3, точку 2, каса€сь линии √√1, и точку 0,5. ѕолученна€ вогнут лини€ и будет линией проймы.
Ѕоковой шов. ќт точки “2 влево по линии ““1 откладываем 2 см (дл€ всех размеров). Ћинию бокового шва проводим через точки 0,5, √4, 2 до пересечени€ с линией —ƒ. “очку пересечени€ линии бокового шва с пр€мой —ƒ обозначаем Ќ2. ќт точки Ќ2 вверх откладываем 1 см (дл€ всех размеров).
ќформление линии талии. ќт точки “1 вниз по линии ¬— откладываем 2 см. “очки 2 и 2 (боковой шов) соедин€ем.
ќформление линии низа. ќт точки — вертикальную линию продолжаем вниз на 2 см. “очки 2 и 1 (на линии бокового шва √4Ќ2) соедин€ем слегка выпуклой линией.
–укав (рис. 6)
ƒл€ построени€ чертежа выкройки одношовного рукава вычерчиваем пр€моугольник ј¬—ƒ, вертикальные линии которого јƒ и ¬— ранны 28смЧ длине рукава по мерке, а горизонтальные линии ј¬ и —ƒ, составл€ющие ширину рукава, равны 28,7 см (1/3 полуокружности груди по мерке плюс 5 см дл€ всех размеров, умноженные на 2)
(28 : 3 + 5) х 2 = 28,7 см.
¬ысота оката. ќт точки ј вниз по линии јƒ откладываем 10,5 см и ставим точку – (3/4 глубины проймы плать€ минус 1 см дл€ всех размеров):
(15,3 : 4 х 3)-1 †= 10,5 см.

»з точки – вправо проводим горизонтальную линию до пересечени€ с линией ¬—, точку пересечени€ обозначаем –1. ¬спомогательные линии. Ћинию ј¬ делим на четыре равные части. —реднюю точку делени€ обозначаем ќ. »з всех точек делени€ линии ј¬ опускаем перпендикул€ры до пересечени€ с линией —ƒ. “очки пересечени€ обозначаем †Ќ, Ќ1 и Ќ2.
Ћини€ оката рукава. “очки – и ќ, а также точки ќ и –1 соедин€ем пунктирными лини€ми. “очки пересечени€ пунктирных линий с вспомогательными лини€ми обозначаем ќ1 и ќ2. ќтрезки пунктирных линий делим пополам. ќт точек делени€ отрезков под пр€мым углом к пунктирной линии откладываем: от отрезка –ќ1 вниз Ч 0,5 см, от отрезка ќ1ќ вверх 1,5 см, от отрезка ќ2–1 вверх Ч1,5 см, от отрезка ќќ2 вверх Ч 1,5 см, от отрезка ќ2–1 вниз Ч1,5 см. ќт точки ќ1 вверх откладываем 0,5 см. „ерез точки –, 0,5, 0,5, 1,5, ќ, 1,5, ќ2, 1,5 к точке –, проводим линию оката рукава. ќ Ч высока€ точка рукава.
ќформление линии низа. ќт точек ƒ, Ќ и — вверх откладываем по 1 сму. ќт точки Ќ2 вверх откладываем 2 см. Ћинию низа проводим через точки 1, Ќ. 1, 2 к точке 1.
¬оротники
чертеж воротника чертеж воротника
–ис. 8 „ертеж выкройки круглого воротника –ис. 9 „ертеж выкройки отложного воротника


ƒл€ построени€ чертежа выкройки круглого воротника (рис. 8) вычерчиваем пр€мой угол с вершиной в точке ј.
Ћини€ пришива. ќт точки ј влево и вниз откладываем по 8,3 см (1/3 полуокружности шеи по мерке):12,5:3 х 2 = 8,3 см . “очки 8,3 и 8,3 соедин€ем пунктирной линией, делим ее пополам и от точки ј через точку делени€ пунктирной линии откладываем также 8,3 см. Ћинию пришива проводим через точки 8,3.
Ўирина воротника и нижн€€ лини€. ќт точки 8,3 по горизонтальной линии влево откладываем 5 см. ќт точки 5 вниз откладываем 1 см “очки 1 и 8,3 соедин€ем. ќт точки 8,3 по вертикальной линии вниз откладываем 5 см. ќт точки 5 влево по горизонтали проводим пунктирную линию. ѕолучаетс€ угол с вершиной в точке 5, со сторонами, образованными пунктирной линией и вертикалью в точке ј. ѕроводим линию, дел€щую угол пополам, и откладываем на ней 2,5 см. ќт точки 8,3, расположенной в середине линии пришива, откладываем 5 см. Ќижнюю линию воротника проводим через точки 1, 5, 2,5 к точке 8,3.
ƒл€ построени€ чертежа выкройки отложного воротника (рис. 9) вычерчиваем пр€моугольник ј¬—ƒ, горизонтальные стороны которого ј¬ и —ƒ равны длине воротника, то есть 17,5см (полуокружности шеи по мерке плюс 5 см дл€ всех размеров):
21,5+5= 17,5 см.
¬ертикальные линии пр€моугольника јƒ и ¬— составл€ют ширину воротника и равны 8 см (дл€ всех размеров).
Ћини€ пришива. ќт точки ј вправо по линии ј¬ откладываем 12,5 см (полуокружность шеи по мерке). ќт точки ƒ вверх откладываем б см (дл€ всех размеров). “очки б и 12,5 соедин€ем пунктирной линией, делим ее пополам и от точки делени€ вниз под пр€мым углом к пунктирной линии откладываем 1 см (дл€ всех размеров). Ћинию пришива проводим через точки б и 1 к точке 12,5.
Ќижн€€ лини€ и мысик. ќт точки — откладываем вверх 2 см (дл€ всех размеров). “очки 2 и 12,5 соедин€ем, затем от точки 12,5 вниз по наклонной линии откладываем б см (дл€ всех размеров).
Ћивию —ƒ делим на три равные части. Ќижнюю линию воротника проводим через точки ƒ, точку делени€ линии —ƒ (крайнюю слева) к точке 6.
–аскрой и пошив
ƒл€ девочки дошкольного возраста рекомендуютс€ плать€ свободной формы покро€, а также плать€ на кокеткахЧ круглых, пр€мых или фигурных; с пелеринками, с заложенными складками, сборками или клешевыми лини€ми от плеча или горловины в зависимости от выбранного фасона.
¬начале составл€ют основной чертеж выкройки плать€. ≈сли по фасону предусмотрено моделирование, то на чертеже выкройки необходимо нанести линии фасона и приступают к крою.
ѕрипуски на швы даны в смх: по вырезу горловины Ч0,5Ч1, по плечу Ч2, по пройме Ч 1,5, по линии бока Ч2Ч3, внизу плать€ Ч4Ч5. ≈сли платье на кокетке, то по линии соединени€ кокетки нужно оставить припуск 2 см.
ѕосле раскро€ деталей плать€ по контуру выкроек прокладывают силки. ѕосередине воротника, кокетки спины и переда (если нет застежки) делают отметки прокладочным швом; если есть застежка, в соответствующем месте прокладывают силки. ѕри крое рукава намечают высокую точку дл€ вметки рукава, а также прокладывают силки по боковым срезам и линии подгиба низа рукава. ≈сли платье на кокетке со сборками, то верх плать€ по линии соединен舆 с кокеткой собирают в сборку. ѕервую нитку, собирающую ткань, прокладывают на 0,5 см, а вторуюЧ на 1 см от обрезного кра€. ѕри соединении кокетки с верхом плать€ сборки распредел€ют группами или равномерно. «атем скалывают середину спины и переда кокетки с серединой спины и переда плать€ по линии соединени€ кокетки.  окетку пристрачивают с лицевой стороны или с изнанки. ¬о втором случае кокетку прикладывают лицевой стороной к лицевой стороне плать€ (по линии соединени€ с кокеткой) и прострачивают.
«астежку плать€ делают сзади или спереди. ƒл€ этого при крое прибавл€ют на переход застежки и подгиб по 4Ч5 см с каждой стороны. –азрез можно делать по линии середины спины или переда, заделыва€ его долевой полоской. ѕосле примерки плечевые и боковые швы стачивают стачным или выворотным швом в зависимости от степени сыпучести ткани. ¬ первом случае шов расправл€ют† на две стороны, а обрезной край на изнанке прострачивают на машине в край шелком или заделывают обметочным швом через край вручную.
“ак же заделывают швы рукава.
“еперь нам нужно обработать нижнюю часть рукава. „тобы рука свободно проходила в расстегнутую манжету, в нижней части рукава (по линии локт€) прострачивают не до конца, оставл€€ незашитыми « см. ќбразовавшиес€ кра€ подгибают на 0,5 см от обрезного кра€ и подшивают потайным швом или застрачивают на машине. Ќиз рукава собирают в сборку, прокладыва€ две нитки: первую Ч на 0,5 см и вторую Ч на 1 см от обрезного кра€. Ќитку ст€гивают по размеру манжеты и закрепл€ют. ћанжету по длине заготавливают по долевой нити ткани. ≈сли манжета без застежки, ее размер соответствует окружности кисти руки, а если с застежкой Ч окружности зап€сть€ плюс 3 см на застежку. Ўирина манжеты равна 8Ч10 см. ћанжету приметывают к рукаву, прикладыва€ лицевую сторону манжеты к лицевой стороне рукава «атем обе детали прометывают, отступив на 0,5Ч1 см от обрезного кра€, прострачивают на машине и выдергивают наметку. ќбрезной край манжеты подгибают на 0,5Ч4 см, приметывают, закрыва€ шов притачки, и подшивают потайным швом.
ќбработанный рукав вметывают в пройму .
ѕлать€ дл€ детей дошкольного возраста шьют обычно с застежкой сзади и с круглым воротником, поэтому воротник делают из двух половинок. ¬ерхние половинки круглого воротника стачивают с его нижними половинками. «атем воротник выворачивают на лицевую сторону и прометывают обрезные кра€ воротника. ќбработанный воротник приметывают к вырезу горловины, приложив его подворотником к лицевой стороне плать€, а сверху с лицевой стороны воротника приметывают косую полоску шириной в крое 2,5 см и длиной, равной вырезу горловины.
ѕлатье, воротник и косую полоску прострачивают на рассто€нии 0,5 см от обрезного кра€. «атем бейку отгибают на изнанку плать€, обрезной край полоски подгибают на 0,5 см, приметывают к платью и подшивают потайным швом.
≈сли платье расшир€етс€ книзу, то его длину при примерке выравнивают при помощи линейки. Ћинейку став€т на пол строго вертикально и отмер€ют от пола установленную длину, намеча€ на платье линию сгиба мелом, остатком сухого мыла или накалыва€ ее булавками. «атем по намеченной линии низ плать€ подгибают наизнанку и подшивают потайным или бархатным швом.
ƒл€ детей дошкольного возраста рекомендуетс€ внизу плать€ закладывать и застрачивать складки на вырост. ¬ этом случае низ плать€ можно подшивать на машине.

ѕЋј“№≈ ƒЋя ƒ≈¬ќ„ » ƒќЎ ќЋ№Ќќ√ќ ¬ќ«–ј—“ј (ќ—Ќќ¬ј)

1 2 3