ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ Ћ≈√ ќ√ќ ∆≈Ќ— ќ√ќ ѕЋј“№я
–ј«Ќќ¬»ƒЌќ—“» Ћ≈√ ќ√ќ ѕЋј“№я

1 2


Ћегкое платье Ч это самый многообразный вид женской одежды.   нему относ€тс€: собственно плать€ и его разновидности Ч плать€-пальто, плать€-костюмы, халаты, плать€-халаты, сарафаны; собственно блузки и их разновидности Ч блузы-джемперы, безрукавки, фигаро; юбки, юбки-брюки, брюки; купальные костюмы; комбинезоньт, полукомбинезоньт; фартуки, пелерины.
ѕ л а т ь € состо€т из лифа и юбки, которые либо соедин€ютс€ вместе по линии талии (отрезное платье), либо выкраиваютс€ цельными (плать€ покро€ принцесс, рубашечной формы). ѕлать€ могут быть разъемными (с застежкой) по переду или спинке и цельными, с воротниками, рукавами и без них. ¬оротники, как и рукава, бывают втачные или цельнокроеньте вместе с полочкой и спинкой.
ѕ л а т ь € - п а л ь т о по внешнему виду похожи и на пальто, и на платье (это зависит от художественного оформлени€, вида ткани, формы и способа ношени€ Ч с платьем или без него). ѕлать€-пальто шьют без подкладки, двубортные, однобортньте или со сход€щимис€ встьтк бортами, с застежкой или без нее.
ѕ л а т ь € - к о с т ю м ы бывают двух видов: состо€щие из юбки и жакета или из плать€ и жакета. ѕоследнее сочетание получило название Ђплатье из двух частейї. ∆акеты платьев- костюмов шьют обычно без подкладки. Ќаиболее характерно выполнение обеих частей такого рода плать€ из одной и той
же ткани. №
’ а л а т ы ††всегда разъемны сверху донизу. ќни могут быть с застежкой или просто с большим запахом, с по€сом и без него.
ѕ л а т ь € - х а л а т ы †††††напоминают по внешнему виду и платье, и халат. «десь особенност€ми €вл€ютс€ разъемность полочек переда и наличие застежки сверху донизу. ѕрименение их очень широкое.
— а р а ф а н ы Ч вид безрукавной одежды. ¬ырезы горловины и проймы более или менее открыты. ¬оротники также не типичны, но могут и быть. ¬ зависимости от сезона сарафаны выполн€ют из шерст€ных, хлопчатобумажных, шелковых или льн€ных тканей. Ћетние сарафаны могут быть с плечевой частью и без нее Ч держащимис€ на подмышечном или шейном по€се.
Ѕ л у з ки, как и плать€, могут быть разъемными и цельными переду и спинке, с рукавами и без них. ѕо характеру оформлени€ блузки похожи на верхнюю часть плать€ Ч лиф. Ѕлузки нос€т заправленными под юбку или поверх юбки.
Ѕ л у з ы - д ж е м п е р ы по внешнему виду похожи на трикотажные шерст€ные или шелковые кофты без застежки, надевающиес€ через голову. “акие издели€ всегда нос€т поверх юбки, иногда с по€сом. Ѕлузы-джемперы в зависимости от оформлени€ горловины могут быть с застежкой и без нее.
Ѕ е з р у к а в к и Ч один из видов блузок (без рукавов и воротников). Ќадевают их поверх плать€ или блузки с рукавами. Ѕезрукавки €вл€ютс€ утепл€ющим и одновременно декоративным элементом костюма. ќни могут быть разной длины и формы. ѕрилегающие, с глубоким вырезом безрукавки называют жилетами.
‘ и г а ро Ч короткие кофточки до талии или чуть выше. ќни бывают прилегающие и свободно отлетающие на спинке или спереди. ‘игаро могут быть с длинными рукавами, рукавами длиной 3/4, короткими или совсем без рукавов Ч типа безрукавки.
ё б   и по оформлению верхней части очень разнообразны: с узким или широким корсажем-по€сом, притачным или цельнокроеным, без по€са или на бретел€х.
ё б к и - б р ю к и по внешнему виду почти неотличимы от юбок свободной формы, хот€ фактически это широкие брюки. ёбки-брюки относ€тс€ к ассортименту спортивно-дорожной одежды.
Ѕ р ю к и в зависимости от назначени€ и сезона делают различной длины и ширины из самых разнообразных материалов. ќформление по€сов линии талии и бедерного в женских брюках такое же, как и в юбках.
††††††  упальные костюмы бывают двух видов: цельные, плотно облегающие фигуру (одно изделие); и состо€щие из двух частей (плавки и бюстгальтер).  упальники первого вида могут быть цельнокроеными или отрезными по лини€м талии или бедер, либо под грудью. Ќижн€€ часть купальника может быть с юбочкой пр€мой формы или слегка расширенной. ¬ерхнюю часть купальников обоих видов оформл€ют по-разному: совсем без плечевой части (держитс€ на подмышечном, грудном или шейном по€се) либо с бретел€ми (цельнокроеными с лифом и притачными). “кани дл€ купальных костюмов употребл€ют плотные, хорошо держащие форму, упругие и эластичные.
  о м б и н е з о н ы представл€ют собой сочетание блузы и брюк. ќни могут быть отрезными по линии талии или цельнокроеными, разъемными по переду или спинке, с рукавами и воротником и без них.  омбинезоны широко примен€ютс€ в качестве производственной, спортивной и курортной одежды. ¬ зависимости от конкретного назначени€ их делают различной длины.
ѕ о л у ко м б и н е з о н Ч это брюки с нагрудной частью на бретел€х.
ѕередники (или фартуки) бывают различные: закрывающие фигуру частично или полностью. ќни обычно €вл€ютс€ принадлежностью какого-либо костюма: домашнего, рабочего и т. п.
ѕ е л е р и н ы представл€ют собой наплечную одежду без рукавов различной формы и длины. ќни обычно €вл€ютс€ дополнени€ми к платью, сарафану, платью-костюму, платью- пальто.

–ј«Ќќ¬»ƒЌќ—“» ѕќ –ќя » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ѕЋј“№я


ќпределенное зрительное впечатление от модели плать€ складываетс€ как результат воспри€ти€ объемно-пространственной композиции основных частей и деталей, образующих единое целое (имеетс€ в виду лиф, юбка, рукава, воротник, карманы, по€с, отделка). ќднако основой любой модели €вл€етс€ ее форма. ‘орму решают главным образом покроем. „тобы получить необходимую форму, используют определенные швы (конструктивные линии) и вытачки, а также соответствующие приемы технологической обработки; другими словами, каждый шов, кажда€ вытачка должны способствовать достижению нужной формы.
‘орма должна быть красива и выразительна сама по себе. ясность и обоснованность Ч необходимые ее качества. »менно поэтому в моделировании современного плать€ следует со всей серьезностью к вниманием относитьс€ к решению формы, исход€ из основных принципов соответствие одежды облику человека, соответствие назначению и соответствие материала форме и назначению одежды.
ѕо форме, характеру покро€ и общему художественному оформлению женские плать€ можно объединить в три основные группы: плать€ классического стил€, плать€ спортивного стил€, плать€ стил€ фантази.
ѕлать€ классического стил€.

’арактерными чертами платьев этого стил€ €вл€ютс€:
лаконичность формы и четка€ определенность силуэта, умеренность объема и простота покро€. ¬се это находит выражение в пр€мых лини€х силуэта (платье-рубашка, платье- костюм, платье-пальто), в полуприлегающих или прилегающих лини€х лифа и чуть расширенной книзу юбки, в которых нет большой разницы между шириной плать€ по лини€м груди, бедер и низа юбки (рис. 268);
цельность и строгость, что выражаетс€ в пропорциональной уравновешенности составных частей, образующих форму, в симметрии композиции, умеренном применении украшающих деталей и отделки;
сдержанные, спокойные тона. ѕреобладают приглушенные или м€гкие, пастельные, а также белый и черный цвета, придающие платью нар€дность и торжественность. Ўироко примен€ютс€ в одежде классического стил€ строгие, классические рисунки тканей Ч клетка, полоса, горох, елочка, с которыми хорошо согласуютс€ четкие формы плать€ и деталей.
ќдежда простого покро€ и строгого оформлени€ идет всем, долго не надоедает и не выходит из моды, приобрета€ в каждый ее период новые нюансы. ¬ классическом стиле могут решатьс€ модели одежды самого различного назначени€.
ѕлать€ спортивного стил€. ћногое в одежде этого стил€ исходит от мужской моды конца ’I’ начала ’’ в. дл€ спортивного стил€ характерны:
легкость, умеренно просторна€ форма, рациональный и разнообразный покрой. Ёто хорошо про€вл€етс€ в пр€мых или расширенных книзу лини€х одежды (платье-рубашка, юбка с блузкой навыпуск, брюки с джемпером и курткой), подчеркиваетс€ своеобразным покроем рукава (втачной с погоном, реглан, цельнокроеный с кокеткой, комбинированный);
непринужденность и вместе с тем собранность, котора€ выражаетс€ в костюмах с м€гко подпо€санными или повтор€ющими покрой и форму мужского пиджака жакетами; м€гкие и жесткие складки формируют свободный силуэт;
€сна€, лаконична€ композици€, четка€ конфигураци€ деталей. Ќакладные карманы, клапаны, кокетки, погоны, хл€стики Ч все это подчеркиваетс€ отделочной строчкой, дополн€етс€ металлической и кожаной фурнитурой.  лассические строгие вырезы горловины, отложные воротники, воротники- стойки, отделка трикотажем и кожей характеризуют спортивный стиль одежды (рис. 269);
усиленна€ декоративность, выражающа€с€ интенсивным цветом, комбинированием в одном изделии различных материалов (кожи и трикотажа, вельвета и кожи) или применением пестротканых материалов, в том числе клетчатых, полосатых, в Ђелочкуї, а также разнообразных видов.
—портивный стиль также отражает ведущие тенденции моды того или иного отрезка времени.
ѕлать€ стил€ фантази.

†††††††††††

Ётот стиль отличаетс€ необычайным разнообразием форм и покроев, оригинальными решени€ми пропорций составных частей одежды, декоративностью или зкстравагантностью силуэта.
’арактерным дл€ этого стил€ €вл€етс€ применение самых различных способов и видов отделки (декора), а также сочетание в одной модели материалов разных фактур, рисунков или оттенков цвета.
ќсновой возникновени€ решений моделей этого стил€ €вл€ютс€ не обобщенные типы людей, а €рко выраженна€ индивидуальность человеческого образа. “олько определенный комплекс внешних данных женщины, ее характер и манера держатьс€, особое умение носить платье позвол€ют художнику создать модель со сложным ритмом отделки (рис. 270), либо лет€щего силуэта (рис. 271), или асимметрично задрапированное платье (рис. 272).
¬нешние данные того, дл€ кого создаетс€ одежда, ее назначение и окружающа€ среда в значительной мере предопредел€ют, какому из перечисленных стилей отдать предпочтение.


ѕ–»Ќ÷»ѕџ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»я » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ƒќћјЎЌ≈… ќƒ≈∆ƒџ


ƒомашн€€ одежда должна соответствовать общему характеру убранства жилища, гармонически сочетатьс€ со всеми окружающими человека вещами.  остюм человека Ч это часть общего ансамбл€ интерьера.
”добный, красивый, тщательно продуманный домашний костюм €вл€етс€ не только украшением человека и дома, он способствует хорошему настроению, помогает в работе, доставл€ет удовольствие окружающим.
ќдежда дл€ дома может отличатьс€ более свободным покроем, особой декоративностью, но в ней не должно быть нер€шливости.
ќдежда дл€ сна, утреннего и вечернего туалета
ќдежду, в которой сп€т или надевают, чтобы пойти умытьс€, прин€ть ванну, позавтракать, моделируют не только как единичные издели€, но и в комплектах Ч пижамы или ночные сорочки вместе с халатами. “огда все предметы, вход€щие в комплект, выполн€ют либо из одного и того же материала, либо из разных, но гармонирующих между собой по колориту, фактуре, рисунку.
ќдежда дл€ сна. ѕижамы и сорочки должны быть свободного покро€, со свободным вырезом горловины, просторными рукавами, с удобной и простой застежкой.
–еша€ ту или иную форму, одежды дл€ сна, необходимо примен€ть минимум швов.  ак пижамы, так и сорочки делают с воротниками или без них, е длинными рукавами, короткими либо совсем безрукавные. ѕокрой рукавов различен, но более распространены втачные и цельнокроеные. ¬низу рукава оформл€ют манжетами, собирают резинкой, обтачивают бейкой и т. д.
¬ решении ночного плать€ часто примен€ют такой конструктивный элемент, как кокетку, с помощью разнообразных конфигураций которой можно придать форме необходимую свободу, найти гармоничные пропорции и определить ритмичное размещение отделочных элементов (рис. 273).
‘орма и длина пижамных брюк всегда св€заны с характером решени€ пижамной блузы. Ћогично и красиво смотр€тс€ объемные и короткие шаровары, собранные резинкой, в сочетании с очень свободной кофточкой на кокетке (рис. 274). ƒлинные или укороченные брюки могут быть разной ширины, но если они умеренны в объеме, то не должны оканчиватьс€ на сгибе колена Ч это неудобно. ќформление нижней части шаровар очень разнообразно и нередко сочетаетс€ е оформлением рукавов. ††††
“радиционными элементами в их оформлении €вл€ютс€ воланы и оборки.
“кани, из которых изготавливают одежду дл€ сна, должны отвечать гигиеническим требовани€м: обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, легко стиратьс€. Ётими качествами обладают хлопчатобумажный батист, муслин, шифон, мадаполам, ситец, поплин, фланель, льн€ное тонкое полотно и некоторые искусственные шелковые ткани, а также хлопчатобумажные и шелковые трикотажные полотна. ќдежда дл€ сна, утреннего и вечернего туалета ќдежду, в которой сп€т или надевают, чтобы пойти умытьс€, прин€ть ванну, позавтракать, моделируют не только как единичные издели€, но и в комплектах Ч пижамы или ночные сорочки вместе с халатами. “огда все предметы, вход€щие в комплект, выполн€ют либо из одного и того же материала, либо из разных, но гармонирующих между собой по колориту, фактуре, рисунку. ќдежда дл€ сна. ѕижамы и сорочки должны быть свободного покро€, со свободным вырезом горловины, просторными рукавами, с удобной и простой застежкой. –еша€ ту или иную форму, одежды дл€ сна, необходимо примен€ть минимум швов.  ак пижамы, так и сорочки делают с воротниками или без них, е длинными рукавами, короткими либо совсем безрукавные. ѕокрой рукавов различен, но более распространены втачные и цельнокроеные. ¬низу рукава оформл€ют манжетами, собирают резинкой, обтачивают бейкой и т. д. ¬ решении ночного плать€ часто примен€ют такой конструктивный элемент, как кокетку, с помощью разнообразных конфигураций которой можно придать форме необходимую свободу, найти гармоничные пропорции и определить ритмичное размещение отделочных элементов (рис. 273). ‘орма и длина пижамных брюк всегда св€заны с характером решени€ пижамной блузы. Ћогично и красиво смотр€тс€ объемные и короткие шаровары, собранные резинкой, в сочетании с очень свободной кофточкой на кокетке (рис. 274). ƒлинные или укороченные брюки могут быть разной ширины, но если они умеренны в объеме, то не должны оканчиватьс€ на сгибе колена Ч это неудобно. ќформление нижней части шаровар очень разнообразно и нередко сочетаетс€ е оформлением рукавов. “радиционными элементами в их оформлении €вл€ютс€ воланы и оборки. “кани, из которых изготавливают одежду дл€ сна, должны отвечать гигиеническим требовани€м: обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, легко стиратьс€. Ётими качествами обладают хлопчатобумажный батист, муслин, шифон, мадаполам, ситец, поплин, фланель, льн€ное тонкое полотно и некоторые искусственные шелковые ткани, а также хлопчатобумажные и шелковые трикотажные полотна. ќдежду дл€ сна лучше всего изготавливать из тканей светлых, малонасыщенных, нежных тонов. ќсобенно подходит белый цвет. –исунок тканей должен быть легким, небольших форм, растительного или геометрического характера (мелкие цветочки, веточки, горошек, тонкие полоски, клетки и т. п.). ѕестрота и €ркость не в€жутс€ с одеждой этого назначени€.
††††††† ¬ одежде дл€ сна широко примен€ют самые разнообразные отделки: кружево, шитье, машинную вышивку, бейки и канты, оборки и рюши, тесьму, вьюнчик, ленты Ч все это придает одежде нар€дность и уютность.
†††††† ќдежда дл€ утреннего и вечернего туалета.

’алаты, надеваемые поверх сорочки или пижамы, должны быть относительно свободной формы и покро€. ≈сли они решаютс€ в комплекте с одеждой дл€ сна, то их длина и форма (иногда и покрой), вырез горловины, форма воротника, длина рукавов согласовываютс€ с ночной сорочкой и пижамой (см. рис. 273, 275, 276). ƒругими словами, композици€ каждой модели комплекта взаимно обуславливаетс€.
’алаты могут не иметь застежки на пуговицы, ее замен€ет по€с, который зав€зываетс€ разными способами Ч узлом, бантом, вперекидку.  арманы делают эту одежду более удобной.
ќпределенное настроение создает человеку расцветка его утренней одежды. —ветлые тона, красивый колорит тканей способствуют хорошему настроению, бодрому состо€нию. ѕоэтому ткани сумрачных расцветок не следует употребл€ть дл€ утренних халатов.
јссортимент материалов, используемых дл€ утренних халатов, очень разнообразен. —амыми распространенными €вл€ютс€ ситец, б€зь, сатин, вуаль, фланель, штапельное полотно. –азличные ткани с начесом, махровые, а также специальные халатные шелковые ткани, оформление которых напоминает стежку, с начесом на изнаночной стороне, имеют более индивидуальное применение. ”ниверсальными и долговечными €вл€ютс€ халаты из стеганого капрона на нейлоновой ватке или тонком поролоне (рис. 277).
ќтделывают утренние халаты кантами и бейками, шитьем или кружевом, рисунчатой и гладкой тесьмой, другой тканью.
”добным, а порой необходимым дополнением к одежде дл€ сна или утреннему халату €вл€ютс€ шапочки-чепцы или подкройные косынки. ќни помогают женщине сохранить прическу или скрыть еще не прибранные волосы.
ќдежда дл€ домашней работы
ƒл€ выполнени€ различной домашней работы удобна и гигиенична одежда в комплекте с фартуком (передником): платье или платье-халат, юбка с блузкой. ѕередник (как правило, не один) Ч об€зательна€ принадлежность одежды дл€ домашней работы. —н€в передник, женщина остаетс€ в чистом, опр€тном платье.
‘орма и размеры передника очень разнообразны: в виде небольшого куска ткани на по€ске (приложение 9, фигура справа) или на бретел€х, с на]рудной частью и хомутиком вокруг шеи (приложение 8), передники в виде разъемной юбки, полы которой сход€тс€ сзади или сбоку: закрытые фартуки, похожие на безрукавный халат (приложение 9, фигура слева).
ƒомашн€€ одежда, как правило, не должна быть сложного покро€, ее детали имеют незамысловатые формы.
√армони€ комплекта достигаетс€ взаимной обусловленностью композиции каждой части: согласованностью формы, линий и пропорций, единым колористическим решением, общей отделкой (если она имеетс€ и на платье, и на переднике).
Ќаиболее пригодными дл€ изготовлени€ одежды рассматриваемой группы €вл€ютс€ такие легкостирающиес€ ткани, как ситец, сатин, б€зь, пике, поплин, фланель, льн€ное суровое полотно и другие льн€ные ткани (гладкие, с фактурной выработкой, с набивным и ткацким рисунком), а также штапельные и полушерст€ные ткани.
ѕо цвету одежда дл€ домашней работы, как уже говорилось выше, должна гармонично сочетатьс€ с общим колоритом интерьера. IIоэтому, разрабатыва€ комплекты, состо€щие из основного плать€ и дополнительного элемента Ч передника, следует в первую очередь решать цвет основного плать€ и уже с ним сочетать цвет передника и других деталей. ѕричем здесь следует различать два основных приема:
1) сочетание спокойных, м€гких оттенков одежды, с каким- либо тоном интерьера (цвет стен, общий тон мебельной или драпировочной ткани);
2) цветовой контраст костюма с общим колоритом интерьера: если в интерьере преобладает м€гкий сдержанный колорит, то уместен €ркий, красочный колорит костюма; если же, наоборот, в интерьере много декоративных €рких п€тен, то м€гкий, тонкий по цветовым отношени€м колорит костюма будет не менее гармоничным и уместным.
ƒл€ отделки домашних комплектов используют разнообразные средства и приемы. ѕрежде всего сами ткани, их рисунок или цвет. “ак, декоративный мотив узора блузки или плать€ украшает карманы фартука, одновременно создава€ художественное единство (рис. 278); полоса гладкой ткани насыщенного цвета, окаймл€юща€ подол юбки и кра€ маленького передника и косынки, украшает весь комплект (см. приложение 9, фигура справа). Ўироко примен€етс€ настрачивание узорной или гладкой тесьмы, вьюнчика, прошивок.
ћножество мотивов дл€ художественного решени€ домашней одежды, и особенно передников, дает народное искусство. ¬едь именно из народного костюма в современное домашнее платье перешел этот элемент женской одежды. ‘ормы женских передников по народным мотивам очень разнообразны. Ёто не только утилитарный элемент, но и украшение. †ѕередник надевали обычно поверх рубахи или сарафана, он всегда был на виду и поэтому украшалс€ особенно старательно и тщательно всевозможными вышивками, ткацким узором, кружевом, складочками, тесьмой, позументом.
¬ насто€щее врем€ при моделировании красочных декоративных передников, которые действительно станов€тс€ украшением хоз€йки дома, используют простые средства и материалы: купонные и полукупонные набивные ткани с национальным орнаментом, мотивами росписей народных игрушек, пр€лок, дерев€нной и металлической утвари; материалы, оформленные тематическими рисунками, изображающими фрукты, овощи или предметы кухонной принадлежности (см. приложение 9). ‘артуки, выполненные из таких тканей, в сочетании с традиционными народными материалами Ч льном, суровым полотном, ситцем Ч образуют практичные и нар€дные комплекты, подчеркивающие свое назначение и прекрасно гармонирующие с окружающей обстановкой.
ќдежда дл€ зан€тий дома или отдыха
Ѕолее длительное пребывание дома, когда по роду своей профессии приходитс€ выполн€ть часть работы в домашних услови€х, а также отдых после трудового дн€ требуют одежды иного характера, чем та, в которой делают домашние хоз€йственные дела. Ёто могут быть брюки и юбки (различных длин) в сочетании с различными блузками, тупиками, жилетами и безрукавками, халат или простое платье. ѕри моделировании этих видов одежды следует добиватьс€ красивого сочетани€ форм и цвета, внешнего разнообрази€, удобства и практичности в носке. Ётим требовани€м отвечают комплекты, создаваемые с учетом взаимозамен€емости частей, что позвол€ет придать большое разнообразие костюму. “аков, например, комплект из брюк, блузы и жилета, утепл€ющего по необходимости костюм (рис. 279). “еплый комплект представл€ет халат из плотной ткани или стеганого капрона, дополненный брюками (рис. 280).
¬ ассортимент материалов рассматриваемой группы одежды помимо тех, которые примен€ют дл€ изготовлени€ одежды предыдущей группы, вход€т вельвет-рубчик, шотландка, нетканые материалы.
»з однотонного и набивного вельвета моделируют все виды домашней одежды. Ётот материал хорошо сохран€ет форму, имеет при€тную бархатистую фактуру и легко стираетс€.
”добны и хорошо выгл€д€т теплые халаты и безрукавки из двусторонних шерст€ных тканей (обе стороны отличаютс€ цветом, фактурой и рисункомЧрис. 281). »здели€ из таких материалов можно носить на одну и на другую сторону.
ћоделиру€ одежду осенне-зимнего сезона или дл€ применени€ ее в прохладных квартирах, используют м€гкие, рыхлые шерст€ные и полушерст€ные ткани, трикотажное полотно или искусственных мех (см. рис. 282).
”добными и распространенными видами домашней одежды €вл€ютс€ брюки и длинна€ юбка из теплых тканей традиционного рисунка в клетку или полоску, дополненные блузкой, пушистым свитером или шалью (приложение 2, фигура внизу). ќсновными видами отделки €вл€ютс€: шнур, тесьма, репсова€ лента, трикотаж (ручной и машинной в€зки), вышивка, стежка, бахрома.
»ндивидуальный облик человека, специфика его зан€тий, характер проведени€ домашнего досуга, а также колорит интерьера должны находить отражение в домашней одежде. ѕоэтому художник, разрабатыва€ модели, решает их как в сдержанно строгом стиле, так и в более вольном, индивидуальном. ѕри этом основным источником творчества художника-модельера €вл€етс€ фольклер. »спользование элементов народного искусства в домашней одежде отличаетс€ большим разнообразием. —амо назначение одежды и окружающа€ предметно-бытова€ среда допускают оригинальность и необычность форм и пропорций костюма, своеобразие декора и дополнений (приложение 2). ѕоэтому, например, обувь домашнего назначени€ всегда отличаетс€ от остальной. ќна моделируетс€, как правило, с использованием тех же материалов, из которых создаетс€ одежда, ее оформление сочетаетс€ с теми же художественно-стилевыми принципами, что и в решении моделей домашней одежды.


ѕ–»Ќ÷»ѕџ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»я » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ѕќ¬—≈ƒЌ≈¬Ќќ… ќƒ≈∆ƒџ


ѕовседневную одежду человек носит большую часть дн€. ѕовседневна€ одежда €вл€етс€ и рабочей служебной.
ƒл€ современного образа жизни характерна так называема€ делова€ одежда, отвечающа€ определенным требовани€м:
удобству, рациональности и практичности.
ќсновными чертами деловой одежды €вл€ютс€:
умеренность объема, простой, незамысловатый покрой; четкие, строгие пропорции;
сдержанные, не €ркие цвета;
минимум декоративных средств;
умеренное отражение моды.

 ак следует понимать умеренность отражени€ моды в повседневной деловой одежде? ѕрежде всего это относитс€ к ее форме и длине Ч не слишком широкое или узкое, не слишком короткое или длинное. “акие модные детали, как банты, м€гко зав€зывающиес€ галстуки-шарфы, воланы или драпировки либо совсем не примен€ютс€ в композиции деловой одежды (воланы, оборки, драпировка), либо употребл€ютс€ в умеренной форме. ѕримером могут служить основные черты модного силуэта 1959Ч1960 гг.: плечи расширенные, округлые и слегка покатые, лиф свободный, лини€ талии на естественном месте, подчеркнута по€сом, рукава неширокие, длиной 3/4, юбка пр€ма€, широка€, длиной 40 см от пола. —леду€ этому силуэту, сделаем очень пышную юбку, а талию зат€нем широким по€сом, чтобы подчеркнуть объемность юбки и зрительно расширить линию плеча. ѕлатье будет выгл€деть очень нар€дным и эффектным благодар€ остроте силуэта (рис. 283, а). Ќо платье такой формы дл€ повседневной носки неудобно, оно излишне обращает на себ€ внимание и к тому же сильно мнетс€. ѕридержива€сь этого же силуэта, можно сделать другое платье (рис. 283, 6): лиф чуть свободной формы, слегка расширенна€ юбка, платье по линии талии с по€сом, но не зат€нуто, лини€ плеча расшир€етс€ благодар€ соответствующему покрою рукава (на рукаве делают короткую вытачку, переход€щую в плечевой шов). Ёто платье также отражает все основные черты моды, и в то же врем€ оно достаточно удобно дл€ повседневного употреблени€.
ƒругой пример. ќдин из модных силуэтов 1962Ч1963 гг. характерен следующими чертами: плечи расширенные, слегка покатые, лиф свободный, с напуском, лини€ талии слегка занижена, юбка узка€ пр€ма€. ћодные детали сезона Ч встречные складки на юбке, галстуки и шарфы, оформл€ющие горловину. Ќа рис. 284 изображены два костюма. ¬ одном (рис. 284, а) модные линии силуэта и детали отображены слишком подчеркнуто, в другом (рис. 284, 6) Ч более умеренно:
лиф свободный с небольшим напуском, лини€ талии с выкройным по€сом слегка занижена, юбка пр€ма€, но не слишком узка€, складки застрочены не слишком низко (что обеспечивает большую свободу при движении), неширокий строгий галстук придает костюму деловой оттенок и элегантность.
ћоде 1966Ч1970 гг. была характерна очень коротка€ длина издели€ (особенно нар€дной одежды и одежды дл€ отдыха и спорта). ¬ деловых же плать€х и костюмах лини€ низа никогда не поднималась более чем на 5Ч10 см выше колена. ¬ деловой одежде сезона 1971Ч1972 гг. юбка закрывает колено, доход€ до икры.
ќстановимс€ на отдельных видах повседневной одежды.
ѕлать€. Ётот вид одежды идет женщинам любого возраста и с любой фигурой. ѕлать€ никогда не выход€т из моды, особенно плать€ классического рубашечного покро€, которые по-разному варьируютс€ конструктивными элементами и как нельз€ лучше соответствуют деловому назначению одежды. Ёти плать€ могут быть пр€мыми цельнокроенными или отрезными по линии талии, иметь лиф с напуском и юбку, расширенную книзу или заложенную в складки. ѕлать€-рубашки могут быть без рукавов и иметь рукава различной длины, конча€ длинными, напоминающими по оформлению рукава мужской сорочки. ¬оротники также различны по форме и покрою: плосколежащий, на стойке, м€гкие хомутики и т. д. (рис. 285, 286).
ѕосто€нными детал€ми делового плать€ €вл€ютс€: застежка спереди (однобортна€ или двубортна€) на пуговицах или молнией, накладные карманы и клапаны (размещаемые по-разному), белые воротники, строгие галстуки или банты.
ƒл€ отделки используютс€ строчки в тон платью или контрастного цвета, канты и бейки гармонирующего цвета. ѕлать€, отрезные по талии, дополн€ютс€ по€сами из этой же ткани или кожаными натуральных оттенков. ѕлать€ могут дополн€ть платок или небольшой шарфик, пов€занные на шее.

ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ Ћ≈√ ќ√ќ ∆≈Ќ— ќ√ќ ѕЋј“№я
–ј«Ќќ¬»ƒЌќ—“» Ћ≈√ ќ√ќ ѕЋј“№я

1 2††††††